«Кто твоя любимая диснеевская принцесса?» – на этот вопрос ответит каждая женщина. Любимые истории влияют на жизненный сценарий и надолго остаются с нами. Образ «принцессы» далеко не так предсказуем, как может показаться на первый взгляд. Рассмотрим, как принцессы и «анти-принцессы» проявляются в женских жизненных сценариях и осознании собственных возможностей. Но сначала, ответьте себе на вопрос – «Кто твоя любимая диснеевская принцесса?»
Влияние любимых мультфильмов на ребенка
В литературных и телевизионных историях ребенок находит образцы для подражания, различные модели женского и мужского поведения. Тот контент, в котором существует будущий взрослый, оказывает влияние на его гендерную социализацию[i]. Содержание гендерных ролей[ii] не постоянно, они развиваются, отражая новые требования времени, и этот процесс отражается в художественных ориентирах гендерной социализации.
Женские образы, созданные студией Дисней, отражают характерные для своего исторического периода стандарты женственности, включающие возможности женщины и специфику ее социализации. Все характеристики «женственности», в соответствии с гендерным подходом, мы трактуем не как биологически заданные, а сформированные социальной средой.
Диснеевские принцессы с 1930 по 2022 год
С 1930-х по 1950-е годы: мультфильмы «Белоснежка и семь гномов», «Золушка», «Спящая красавица». «Принцессы» имеют общие черты – физическая привлекательность, доброта, доверчивость, инфантильность, необходимость спасения принцем. Ключевым качеством является красота. Способности, желания, выходящие за рамки образования пары, отсутствуют. Сценарий завершается через обретение счастья с неожиданно возникающим принцем. Все героини этого периода очень мало и плохо знают своих принцев до свадьбы.
Установки: красота как самое ценное женское качество, присутствие детскости и зависимости в поведении женщины, стремление к быстрому закреплению отношений, потенциально – готовность к большей гибкости и толерантности после образования пары.
1960-е: мультфильм «101 далматинец». В сюжете присутствует «анти-принцесса» Стервелла Де Виль, во многом опережающая свое время. Стервелла вновь появится в 90-х и в 2020-х. Ей посвящено отдельное исследование психологической эволюции персонажа[iii]. «Анти-принцесса» получает преимущества: она финансово независима, безразлична к «принцам», самостоятельна, водит машину, руководит наемными сотрудниками, понимает и реализует свои желания. В отличии от объектных «принцесс» предыдущего периода она субъект своей жизни. Для девочек это альтернативный, ресурсный образ женственности.
1970-е, как и 1940-е ранее не приносят новых принцесс, это значит, что дети пересматривают мультфильмы предыдущих периодов, закрепляя образы и модели поведения. Они уже не соответствуют новым социальным условиям, и могут усложнять социализацию, ориентировать на сохранение характеристик, применимость которых в реальности нарушает адаптацию.
1980-е мультфильм «Русалочка». Проявляется право на активность женского персонажа в инициировании отношений, больше возможностей повлиять на свою судьбу. Героиня спасает «принца» в начале истории, он ее – в конце. Это создает некий баланс сил и опыт совместных приключений. Героиня многим жертвует «ради отношений», в том числе отдает свой голос, это не очень критично, ее основным качеством по-прежнему остается красота. На этом этапе нашим героям пока в прямом смысле нечего друг другу сказать.
Установки: самопожертвование и целеустремленность, снижение инстинкта самосохранения «ради любви», сверхценность партнера. Окончание сказки Андерсена дает более здоровый прогноз для выбора русалочки – она погибает в конце, но Дисней неожиданно вознаграждает стратегию Ариэль хеппи-эндом, это мультяшная форма газлайтинга, искажение здорового прогноза развития событий, неоправданный оптимизм. Русалочка Диснея сильнее и эффективнее чем сказочная, она добивается своего.
1990-е, мультфильмы «Красавица и Чудовище», «Аладдин», «Покахонтас», «Мулан». Истории возможности выбора: традиционный путь или отказ от привычной линии. Новые женские персонажи впервые обладают, помимо красоты, ценными способностями, навыками и увлечениями: чтение, дипломатия, военное дело. «Принцессы» этого периода спасают, по возрастающей: «принца» («Красавица и Чудовище»), поселок («Покахонтас»), страну («Мулан»).
Установки: реализация способностей, расширение ареала влияния женщины, который ранее ограничивался близким кругом, более здоровые отношения в паре. Эти девушки лучше знают своих «принцев» и даже разговаривают с ними.
В 2010-х Дисней терапевтически прорабатывает ряд полезных идей. Образ токсичной матери способствует рефлексии детско-родительских отношений («Рапунцель»); образ фальшивого принца рассказывает об опасности любви «с первого взгляда», проводится линия важности сестринской любви («Холодное сердце»). Впервые, со времен Стервеллы, Дисней (Пиксар) оставляет принцессу в конце истории без пары, подчеркивая значение осознанности в выборе партнера («Храбрая сердцем»).
Установки: более вдумчивый подход при формировании пары, ценность здоровых отношений внутри родительской семьи, развитие собственных уникальных навыков, снижение ценности образования пары как единственного смысла жизни.
Фильмы по мотивам мультфильмов с 2010 по 2021 год
«Малефисента» (2014) открывает «истинную» любовь как любовь материнскую, а не романтическую. Впервые Дисней показывает последствия мужского предательства в любви. У Малефисенты также нет пары в конце истории. Для девочек это профилактика безоглядного доверия партнеру, повышение статуса материнства, укрепление веры в материнский ресурс.
Новая «Золушка» (2015) вносит в доброту маскулинные черты: «будь сильной, верь в добро» (цитата из фильма). Чтобы оставаться доброй в 2010-х нужно иметь высокий уровень уверенности, позволяющий даже на агрессию реагировать конструктивно. Для девочек новая «Золушка», это призыв к внутреннему моральному компасу, усиление веры в собственные ресурсы.
«Красавица и Чудовище» (2017) показывает навыки Белль, связанные с изобретательством и инженерией. Меняются ее жизненные цели, если в первом мультфильме это «Мне кого бы повстречать, чтоб меня он мог понять» (цитата из мультфильма), то в фильме 2017 – «Я сейчас хочу узнать, кем сама могу я стать.» (цитата из фильма).
«Мулан» (2020) развивает идею прав девочки на развитие способностей, даже если эти способности традиционно считаются «не женскими».
«Круэлла» (2021) показывает ценность признания и развития таланта, необходимость самореализации, важность наличия единомышленников; возможность отказа от деструктивного пути развития (!), с последующим переходом к успешной профессиональной самореализации.
Общий вектор изменений женских нарративов от 1930-х к 2020-м
движение от объектности и пассивности «принцесс» к росту субъектности и активности;
от красоты как единственного качества к развитию профессиональных и уникальных способностей и навыков;
от слепого доверия партнеру, «любви с первого взгляда» к рефлексии отношений, узнаванию друг друга до брака;
от идеи брака как единственной цели в жизни женщины к идее ценности самореализации и финансовой независимости;
от сосредоточенности на поиске романтической любви к идеям ценности материнства, здоровых отношений внутри родительской семьи;
от инфантильности и зависимости от «мужчины-спасителя» к более паритетным отношениям в паре, равенству партнеров-единомышленников.
Романтические отношения принцесс со временем становятся более здоровыми, осознанными, строятся на понимании и проявлении своих способностей, а вектор равенства и взаимного уважения способствует созданию более устойчивых пар. Какая принцесса откликается вам больше всего? Найдите ее в нашем списке, и понаблюдайте, как ее потенциал отражается в вашем жизненном сценарии.
возрастной и гендерный психолог, кандидат психологических наук
Вероника Мохова
[i] Гендерная социализация – освоение информации о содержании гендерных ролей, последующий выбор и принятие человеком определенной гендерной роли. (Кон И.С. Пол и гендер. Заметки о терминах // Андрология и генитальная хирургия. 2004. №1-2. С. 33.)
[ii] Гендерная роль – это «нормативные предписания и ожидания, которые соответствующая культура предъявляет к «правильному» мужскому или женскому поведению и которые служат критерием оценки маскулинности или феминности ребенка или взрослого». (Кон И.С. Пол и гендер. Заметки о терминах // Андрология и генитальная хирургия. 2004. №1-2. С. 33.)
[iii] Мохова В.О. Круэлла: Психологическая эволюция персонажа. 2022. 39 с. // ЛитРес. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.litres.ru/veronika-olegovna-mohova/kruella-psihologicheskaya-evoluciya-personazha/.
Сообщение ДИСНЕЕВСКИЕ ПРИНЦЕССЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭТАЛОНОВ ЖЕНСТВЕННОСТИ появились сначала на Наша Психология.