Этнокукла против Барби: о психотерапии наших предков

Еще в середине XX века дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов с производством заводских пластмассовых игрушек традиция изготовления домашних кукол угасла. Сейчас мы воспринимаем куклу как предмет для развлечения ребенка, но это не совсем так.

Кукла имеет значение в становлении человеческой личности. Ребенок учится на ней разным стратегиям поведения, делает выводы, формирует убеждения и расставляет приоритеты. Через такую игру ребенок идентифицирует себя с человеком своего пола, перенимает модели поведения. Кукла помогает детям развивать навыки коммуникации. С помощью куклы и игры с ней можно экспериментировать и менять поведенческие навыки.

Нам близка славянская мифология, культура и символика, мы выросли на русских народных сказках и мифах. Знания о куклах передавались по женскому роду из поколения в поколение.

В русской народной сказке «Василиса прекрасная» есть образ куклы-помощницы, которую мама передала своей дочери. По мнению К. П. Эстэс, игрушка в сказке символизирует внутреннее знание и интуицию, ведь она помогла Василисе пройти через все женские инициации и достичь зрелости.

Работа с куклой проводится не только на личностном, но и на культуральном и архетипическом уровне. Игрушечным человечком можно управлять, он способен выполнить любые действия, открыт для диалога. Функции куклы состоят в том, чтобы помочь манипулирующему ею человеку «одушевить» вещь, перейти с ней на «ты». Сначала ребенок отождествляет себя с куклой, может заменять себя игрушкой и делать с ней то, что не смог бы сам. Тем самым он исследует себя и свои возможности.

 

В процессе игры ребенок нарабатывает опыт общения с внешним миром, позволяющий ему стать более взрослым. Диалог с куклой является универсальным средством выхода из состояния замкнутости, скованности и стеснения, которое характерно для детей на раннем этапе развития. Кукла играет роль носителя детских фобий и инструмента их преодоления.

 

Кукла – это образ человека. Она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. Традиционная тряпичная кукла несет память культуры и делает это ярче, глубже и шире, чем любая другая игрушка. Рассматривая старые куклы, можно увидеть скрытые символы, характерные для мифологического сознания древнего человека, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных «человечков» не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл.

Недавно стали известны результаты исследования по восприятию детьми предлагаемых игрушек и взаимодействию с ними (игре). Ребятишек от 3 до 5 лет поделили на две группы, одной группе предложили поиграть с «Барби», другой – с самодельными славянскими куклами. Они играли весь день. Группа детей, которые играли с Барби, бессознательно выбирали сюжеты, связанные с конкуренцией, воспроизводили «взрослые» сценарии (например, поход в ресторан, свидание с мальчиком, поцелуи и «что-то под одеялом»). Эта группа во время игры вела себя довольно агрессивно, что выражалось в драках, криках, общем напряжении.

Темы игр со славянскими куклами были связаны с взаимодействием с мамой, папой, бабушками и дедушками. Сюжеты напоминали реальную жизнь ребенка: мы идем гулять/в зоопарк/в кино, у меня есть подружка, мы вместе играем.

В этих играх было больше «мы» и взаимодействия, больше чувств и контактов. Дети были более расслаблены, спокойны, вежливы друг с другом. Хотели сделать таких человечков для себя, чтобы продолжать играть с ними дома. К концу дня дети с Барби, видимо устав от переполняющих эмоций, которые невозможно было больше выдерживать, перешли в соседнюю комнату к детям с этнокуклами.

 

По результатам исследования можно сделать вывод, что образ куклы Барби как взрослой идеальной женщины или персонажа из сказки побуждает ребенка к идентификации с ролью взрослого, к которой он еще не готов. А вот славянские куклы вызывают у всех детей душевный отклик, «узнавание» архетипических образов, важность контакта, доверия, близости.

 

Родители, забиравшие детей вечером, отметили их спокойное состояние и отсутствие обычного гипервозбуждения.

Игровые куклы дают возможность детям и подросткам социализироваться, проигрывая взрослые обряды (девичьи игры, сватовство, свадьбу), «взрослое» взаимодействие (хозяйственные дела, дочки-матери и др.) и отрабатывать свои страхи.

Во времена наших предков для маленького ребенка куклу делала мама или бабушка, и это было дополнительным ресурсом, знаком связи с мамой, с родом. И сегодня самыми любимыми дети считают те игрушки, которые сшиты мамой или другим значимым человеком, даже если они невзрачные.

Попробуйте сделать куклу вместе с ребенком, это поможет не только установить между вами тесную связь, но и подарить игрушку, которая станет самой любимой и важной.

Сообщение Этнокукла против Барби: о психотерапии наших предков появились сначала на Наша Психология.

Прокрутить вверх