Играть или не играть?

Мы мечтаем видеть своих детей успешными, активными, энергичными. Для этого загружаем их по максимуму, так, что «не продохнуть», – учеба, танцы, рисование, иностранные языки, спорт. Нам кажется, что чем больше разных занятий посещает ребенок, тем более вероятно, что он будет развит всесторонне. Мы пытаемся предугадать, что понадобится ему, когда он вырастет, и очень боимся чего-нибудь недодать.

Сегодня мир меняется очень быстро, и необходимые еще вчера знания и навыки завтра, возможно, будут уже не нужны. Зато всегда в цене гибкость, умение быстро перестраиваться, готовность к инновациям, к восприятию всего нового и необычного, коммуникабельность, способность добиваться цели, нестандартно мыслить.

Как мы мешаем развить эти качества в детях и что мы должны делать, чтобы они все-таки появились?

Все в дело

Есть старая русская поговорка – «дело на безделье не меняют». Но если мы, взрослые, нет-нет да позволяем себе расслабиться – «В конце концов, я же не машина!», то в отношении детей мы строги и безжалостны: «Если ребенка не загрузить, он будет целыми днями сидеть за компьютером», «Игры – это пустая трата времени…»

Увы, сегодня игра сдает свои позиции – каждое занятие должно приносить практическую пользу, чему-то служить и что-то развивать. Сын на всех тетрадках рисует фантастические замки – везем его в художественную студию; дочка под музыку крутится перед зеркалом, изображая принцессу на балу, – записываем ее в балет. Даже прогулка с ребенком теперь не просто прогулка – мы непрерывно его чему-нибудь учим и тут же проверяем «усвоенный материал»: как называется птица, дерево, какого цвета трава и т. д.

Если школьникам мы сознательно не оставляем времени на безделье и игры, то дошколят заваливаем всевозможными «развивающими» игрушками: негоже ребенку XXI века играть с кастрюлями и ложками – на них ведь не написано «развивающие». Дидактическая, обучающая игра, для каждого возраста своя, по правилам, по шагам, где все четко выстроено и продумано до мелочей, – вот что навязывает нам рынок.

Казалось бы, что плохого в том, что дети заняты делом? Они не тратят время на компьютерные «стрелялки» и не гоняют бесцельно мяч, не бродят по дворам с приятелями, рискуя угодить в сомнительную компанию, они постоянно чему-то учатся, что-то осваивают, постигают, получают новые знания и навыки.

Своим прагматизмом, вечным «надо» и «должен» мы гасим в детях любые творческие порывы, а потом удивляемся, почему они растут пассивными, инертными, безынициативными. Ребенок послушно делает только то, что необходимо. Он все время ждет подсказки: на вопрос «Хочешь порисовать?» отвечает «А что?», привыкший к «готовым» играм (он играет в магазин только с набором «Магазин»), он растеряется, если приятель превратит в магазин всю его комнату, а вместо пластиковых помидоров из набора предложит продавать элементы «Лего» красного цвета.

«Ребенок любит свою игру не за то, что она легкая, а за то, что она трудная».

Бенджамин Спок

Социальный тренажер

Мы не понимаем, недооцениваем величайшего значения игры. А между тем для дошкольников это ведущая деятельность, лучший способ развития. Да и в школьном возрасте она не должна быть вычеркнута из жизни. Дети играют потому, что хотят изучать окружающий мир и влиять на него.

Какое же детство без игры? Сразу оговоримся: речь идет о свободной игре – не нормированной, не структурированной, в которой главное – возможность сделать невозможное. В течение четверти часа ты можешь слетать на Луну и на Марс, опуститься в подводной лодке на дно морское, побыть маршалом, который проводит парад на Красной площади и т. д.

В свободной игре формируются важные качества: независимость, компетентность, самостоятельность, настойчивость, изобретательность, творческий подход к решению проблем. Это не только настоящий «трамплин для воображения», но и своего рода тренажер, где отрабатываются коммуникации, поведение в тех или иных ситуациях, обкатываются практические навыки. В игре дети охотно и с удовольствием делают то, что еще не умеют делать в реальности, учатся взаимодействию, взаимопомощи, спокойному отношению как к собственным победам, так и к поражениям, постигают «правила жизни».

В игре важно осознание своей способности влиять на окружающий мир – это необходимо для осознания своего «я», для формирования личности ребенка: я ударяю по кастрюле – и раздается необычный звук, нет удара – тишина. Значит, мои действия могут изменить что-то и в мире вообще, и для меня лично. А дальше выстраивается логическая цепочка: я тренируюсь – и начинаю лучше играть в футбол, прилежно занимаюсь – и получаю более высокие оценки.

В свободной игре ребенок чувствует себя могущественным волшебником, вершителем судеб и, повзрослев, во многом благодаря этому переживанию сможет выполнить кажущееся невыполнимым задание, реализовать самую амбициозную цель. Не пережив этого в детстве, он каждый раз будет отступать перед трудностями, оправдываясь «здравым смыслом».

Не мешать играть

Мы заваливаем детей готовыми играми, а надо давать возможность играть спонтанно, фантазировать: листик – это тарелочка, пенек – стол, брусок – машинка. Сухая ветка становится сначала волшебной палочкой, потом превращается в ружье и наконец в лошадь, на которой можно проскакать по дорожке. Игровое переживание подобных превращений дает очень ценный опыт.

Если у ребенка в детстве не было свободной игры, позже это практически невозможно компенсировать. Игра помогает детям социализироваться, а дефицит игры, напротив, препятствует социализации. Недоигравший ребенок труднее вписывается в коллектив, ведь то, что его ровесники «прошли» в игре в самый благоприятный для развития период, ему приходится осваивать в одиночку гораздо позже, причем сразу же в «боевых» условиях, зачастую не имея права на ошибку.

Интересное исследование провел психиатр Стюарт Браун. Он опросил 26 техасских заключенных, отбывавших срок за убийство, и обнаружил, что большинство убийц объединяли два обстоятельства: первое – в детстве с ними жестоко обращались в семье, и второе – они никогда не играли.

Браун не знал, какой из факторов важнее. Но с тех пор он опросил около шести тысяч человек и, исходя из полученных данных, сделал вывод, что нехватка свободной игры в воображаемом пространстве мешает детям, повзрослев, стать самодостаточными и уравновешенными людьми.

«Игра – высшая форма исследования».

Альберт Эйнштейн

Дать побездельничать

Время, потраченное, по мнению взрослых, «впустую», на самом деле невероятно ценно. Для будущего детей оно значит не меньше, чем занятия в кружках и секциях, ведь так они учатся управлять собственной жизнью. Играя, мечтая, исследуя, они реализуют свой внутренний потенциал. У ребенка обязательно должно быть свободное время, когда над ним никто не нависает, когда он делает, что хочет, или не делает ничего.

Мы почему-то очень боимся скуки. И напрасно: скука – обязательный элемент развития. Если ребенка никто и ничто не будоражит, появляется возможность спокойно поразмышлять. Канадский психолог Гордон Ньюфелд писал: «Развитие происходит из точки покоя».

Как только наши базовые потребности удовлетворяются, как только нам спокойно и хорошо, нам сразу же хочется узнавать или делать что-то новое. Мы не можем постоянно быть в тонусе. Поэтому нам всем – и детям, и взрослым – иногда просто необходимо «ничегонеделанье»: отдохнуть, побездельничать, поиграть, поскучать.

Надо обеспечить детям пространство, где можно спрятаться и побыть одному. Когда мой старший сын был маленьким, мы купили новый телевизор. Он был в большой картонной коробке, которую сын облюбовал для игр. Она занимала слишком много места и всем мешала, но я решила ее оставить. Ребенок залезал в коробку и пропадал там часами – на какое-то время она стала местом, где он мог укрыться, где его никто не беспокоил. Она простояла у нас почти год – пока сын не наигрался.

Понять, что детям действительно интересно

Свободная игра важна не только для ребенка, но и для нас, родителей. Внимательно наблюдая за его игрой, мы многое узнаем: чем живет наш ребенок, что ему важно и интересно, какой у него характер, наклонности, предпочтения. Мы сможем увидеть его истинную природу и уже на основании этого что-то предлагать, корректировать, определять его вектор развития, а не навязывать то, что нам кажется правильным, необходимым. У ребенка должна быть возможность смотреть на мир своими глазами, совершать самостоятельные открытия, приобретать собственный опыт.

Когда игры поощряются, а фантазии детей находят понимание и поддержку, их игровые действия становятся все более сложными и разнообразными. Казалось бы, игра является прямой противоположностью реальным достижениям, но она формирует важные умения – и это тоже достижение.

И конечно, надо находить время и силы, чтобы иногда (именно иногда!) играть вместе с детьми – но играть по-партнерски, на равных, тогда у нас появляется возможность установить с ребенком особый контакт, участвовать в его жизни, ненавязчиво помогать и направлять его в познании мира.

Прокрутить вверх