«Исследование монашек»:

На первый взгляд трудно представить, что сотни монахинь могут оказаться ключом к разгадке тайны болезни Альцгеймера. Однако именно так и вышло: в конце 1980-х годов начался уникальный научный проект, известный как «Исследование монашек», в котором 678 католических сестёр добровольно помогали учёным изучать старение и деменцию. Это исследование продолжалось десятилетиями и принесло удивительные результаты — от роли образования в здоровье мозга до открытия феномена когнитивного резерва.

Уникальная выборка: монахини в одинаковых условиях

Одной из главных особенностей проекта стала сама группа участников. Все они были монахинями из конгрегации School Sisters of Notre Dame (Сестричества Школ Девы Марии) в США. Монахини большую часть жизни прожили в схожих условиях – вместе работали, придерживались одинакового распорядка, имели сходное питание и одинаковый доступ к медицине. Ни у одной не было детей, и социальная среда у всех была похожей. Такая однородность образа жизни позволила исследователям исключить множество факторов, которые обычно мешают в эпидемиологических работах. Проще говоря, здесь образец участников был уникально “чистым”: на результаты почти не влияли отличия в диете, быте или привычках, ведь у сестёр они были практически одинаковыми.

Интересно, что при внешней схожести условий сами монахини были достаточно разными в плане образования и навыков. К началу основного этапа исследования (1991 год) все 678 сестёр были в возрасте от 75 до 102 лет (средний возраст – 83 года). Уровень образования варьировал от начальной школы до докторской степени: 85% участниц имели как минимум степень бакалавра, а 89% когда-либо работали учителями. Такой высокообразованный и в то же время однотипный по образу жизни контингент – настоящая находка для науки о старении.

Цели и ход исследования

Проект зародился в 1986 году как пилотное изучение связи между уровнем образования и проблемами старения. После первых обнадёживающих результатов, опубликованных в 1989 году в American Journal of Epidemiology, исследование разрослось и продолжилось с 1991 года – тогда оно и получило неофициальное название «Nun Study» или «Исследование монашек». Учёный-эпидемиолог Дэвид Сноудон (David Snowdon) привлёк к участию почти всех сестёр конгрегации старше 75 лет из семи монашеских общин США . Сёстры дали согласие регулярно проходить обследования до конца жизни и даже предоставить свои мозги для анализа после смерти. Всех участниц ежегодно ждали тесты на память и другие когнитивные функции, а также проверки физического здоровья, так что учёные могли отслеживать малейшие изменения в состоянии каждого человека с течением времени.

Для диагностики когнитивных нарушений применяли стандартные нейропсихологические шкалы, в том числе Mini-Mental State Examination (MMSE, краткая шкала оценки психического статуса). Например, при первом обследовании MMSE прошли 629 сестёр: у 511 из них (более 80%) не выявили никаких отклонений, а у 118 были замечены умеренные когнитивные дефициты. Далее, с интервалом примерно в год, проводились повторные тестирования. Благодаря тому, что в исследовании участвовали и полностью здоровые в когнитивном плане сёстры, и монахини с уже имеющимися нарушениями памяти, учёные могли проследить развитие нарушений буквально с нуля – от нормального функционирования до лёгких проблем и, в некоторых случаях, до деменции.

Отдельно стоит отметить невероятную приверженность участниц этому проекту. Выпадение людей из лонгитюдных (долгосрочных) исследований – большая проблема науки о старении, но здесь она была сведена к минимуму. Спустя полтора года после начала основного этапа исследования (ко второму обследованию) из жизни естественным образом ушли 88 сестёр, и лишь 15 из 678 прекратили участие по другим причинам. Такой низкий процент выбывших и постоянный контакт с сестрами выгодно отличают «Исследование монашек» от большинства подобных проектов.

Практически все монахини добросовестно проходили тесты до самой старости, а многие – до самой смерти, тем самым щедро даря науке данные о себе.

Когнитивные тесты и «завещание мозга»

Главным инструментом наблюдения были регулярные когнитивные тесты. Сестёр каждый год просили выполнить серию заданий на память, внимание, речь и другие умственные способности. Эти проверки позволяли количественно оценивать, как меняется состояние памяти и мышления у каждой участницы с возрастом. Например, через 4 года наблюдений у 62% монахинь, которые в начале не имели проблем, когнитивные функции по-прежнему оставались в норме. У остальных примерно 30% появились заметные отклонения хотя бы в одном тесте, свидетельствующие о лёгком снижении умственных способностей. Некоторая часть сестёр со временем, к сожалению, дошла и до стадии тяжёлой деменции, но многие до глубокой старости демонстрировали лишь незначительные возрастные изменения.

Не менее важной частью проекта стало «завещание мозга» – соглашение, по которому сёстры жертвовали свой мозг для посмертного изучения. Более 85% участниц после смерти прошли полное патологоанатомическое исследование мозга. Это позволило ученым сделать то, что ранее было почти невозможно: напрямую сопоставить результаты прижизненных тестов с реальной картиной изменений в мозге. Иначе говоря, исследователи могли взглянуть внутрь черепа и понять, какие именно физические признаки (атрофия, бляшки, клубки и пр.) сопровождали заметное при жизни снижение памяти, а какие – нет. Помимо этого, у сестёр брали образцы крови для генетического анализа (например, определяли наличие гена APOE4, повышающего риск болезни Альцгеймера). А благодаря богатым архивам ордена учёные получили доступ к автобиографиям, которые монахини написали в юности при поступлении в монастырь – эти тексты позже проанализировали, чтобы оценить ранние когнитивные способности участниц. Такой комплексный подход (психологические тесты + биологические образцы + данные о жизни) сделал проект бесценным источником данных о том, как развивается старение мозга.

Образование как фактор защиты от деменции

Одним из первых важных результатов «Исследования монашек» стало подтверждение гипотезы о связи уровня образования с когнитивным здоровьем в старости. Ещё в 1989 году Сноудон и коллеги сообщали, что более образованные сёстры дольше сохраняют самостоятельность и ясный ум. Дальнейшие наблюдения укрепили эти выводы. Сёстры, имевшие как минимум степень бакалавра, демонстрировали более медленное снижение когнитивных функций с возрастом, по сравнению с теми, чей образовательный уровень ограничивался начальной школой. Спустя несколько лет после начала проекта вероятность поставить диагноз деменции оказалась наибольшей именно у тех участниц, у которых было наименее полное образование. Иначе говоря, образование выступило своего рода фактором защиты: мозг монахинь-«интеллектуалок» старел несколько «медленнее».

Интересный парадокс состоял в том, что почти все сёстры в молодости вели схожий образ жизни и имели схожий статус – ведь в монастырь они поступали еще юными. Тем не менее, различия в раннем развитии интеллекта можно было выявить через анализ тех самых юношеских автобиографий. Исследователи оценили «плотность идей» в этих текстах – сколько смысловых единиц информации приходилось на каждое предложение. Этот показатель отражает богатство и сложность излагаемых мыслей. Выяснилось, что монахини, чьи юношеские сочинения отличались низкой идейной насыщенностью, спустя десятилетия имели в мозгу больше патологических изменений (нейрофибриллярных клубков, указывающих на болезнь Альцгеймера), меньший вес мозга и более выраженную атрофию. А сёстры, излагавшие мысли более развёрнуто и содержательно, напротив, гораздо реже страдали выраженным когнитивным снижением в старости. Грамматическая сложность текста, к слову, оказалась менее важна, чем именно богатство идей. Этот результат наглядно продемонстрировал, как умственные способности и активность в молодости могут предсказать здоровье мозга в старости.

Конечно, прямая причинно-следственная связь здесь не доказана (образование не гарантирует отсутствие деменции), но корреляция впечатляющая.

Мозг под микроскопом: болезненные изменения и стойкость ума

Исследование дало уникальную возможность сравнить клиническую картину (как проявлялась деменция у сестёр) с тем, что творилось у них в мозге на микроскопическом уровне. Как и ожидалось, у монахинь с диагнозом болезни Альцгеймера при посмертном анализе обнаруживали выраженную атрофию мозга, большое количество сенильных бляшек и нейрофибриллярных клубков – тех самых патологических белковых отложений, которые считаются «отпечатком» болезни. И наоборот, у когнитивно здоровых долгожителей мозг обычно выглядел куда «чище». Однако оказалось, что этот паттерн работает не всегда. Важнейший вывод проекта: не у всех людей поражение мозга приводит к потере памяти и интеллекта. Сноудон и его коллеги наблюдали немало случаев, когда мозг сестры был буквально пронизан признаками болезни Альцгеймера, а при жизни она оставалась ясной и сохраняла нормальные когнитивные функции.

Сестра Маттия, одна из 678 участниц проекта, прожила до 104 лет с удивительно ясным умом. Она стала своеобразным символом успешного старения мозга: даже когда после её смерти врачи исследовали ткань мозга и обнаружили характерные признаки болезни Альцгеймера, сама сестра Маттия при жизни не проявляла признаков слабоумия. Этот феномен заинтересовал учёных и стал центральной темой для анализа. Почему же некоторые люди способны сохранять когнитивное здоровье даже при существенных повреждениях мозга?

Частично ответ дала дальнейшая работа с материалами «Исследования монашек». Во-первых, выяснилось, что у таких удивительно стойких к деменции сестёр в мозге наблюдались особые компенсаторные изменения. Например, у монахинь с «бессимптомной болезнью Альцгеймера» (то есть с характерной патологией без деменции) были отмечены необычно крупные, «гипертрофированные» нейроны в гиппокампе. Возможно, их нервные клетки пытались компенсировать повреждения – за счёт увеличенного размера нейронов мозг как бы усиленно старался поддерживать функции памяти. Во-вторых, когда исследователи сопоставили множество данных, стала вырисовываться концепция когнитивного резерва.

Когнитивный резерв – это условный «запас прочности» мозга, наработанный за жизнь. Национальный институт здравоохранения США определяет его как «способность мозга поддерживать уровень когнитивного функционирования, превышающий ожидаемый при наличии возрастных изменений или болезней». Проще говоря, это скрытые ресурсы, которые позволяют некоторым людям дольше противостоять деменции. Участницы с высокими лингвистическими и интеллектуальными способностями в молодости, судя по всему, имели более высокий когнитивный резерв – их мозг мог дольше компенсировать нарастающие повреждения. Именно поэтому сестра Маттия и ряд других монахинь с обилием альцгеймеровской патологии в мозге остались в добром уме: их когнитивный резерв защищал их от проявлений болезни. К сожалению, измерить этот резерв напрямую пока невозможно – учёные судят о нём лишь по косвенным показателям (образованию, богатству речи, сложности выполняемой работы и т.д.) . Тем не менее сам факт, что некоторые люди могут долго жить с «больным» мозгом и не испытывать серьёзных когнитивных проблем, внушает оптимизм.

Добавим, что помимо болезни Альцгеймера исследование затронуло и другие факторы, влияющие на слабоумие. Так, неожиданно ярко проявила себя роль микроинсультов и мозгового кровообращения. У тех сестёр, у кого помимо альцгеймеровских бляшек в мозге обнаруживались очаги инсультных повреждений, деменция развивалась гораздо чаще и быстрее. И напротив, при отсутствии патологий Альцгеймера даже несколько небольших инсультов не всегда приводили к выраженному слабоумию. Иными словами, сосудистые нарушения могут усиливать проявления болезни Альцгеймера, причём сочетание даже небольшого инсульта с амилоидными бляшками уже резко повышает риск потерять когнитивные функции. Многие монахини в старости имели так называемую «смешанную деменцию» – комбинацию дегенеративной (альцгеймеровской) патологии и сосудистых повреждений. При этом именно сосудистые проблемы чаще приводили к нарушению зрительно-пространственных способностей (ориентирование, конструирование фигур), тогда как болезнь Альцгеймера – к потере кратковременной памяти. Такой вывод подчёркивает, насколько комплексной может быть природа старческого слабоумия.

Уроки для профилактики деменции

Результаты «Исследования монашек» принесли хорошую новость: в наших силах повлиять на собственное мозговое долголетие. Прежде всего, стало ясно, что профилактика деменции – это задача всей жизни, а не только пожилого возраста. Когнитивный резерв, который, вероятно, спас умы многих монахинь от разрушения, закладывается с ранних лет и накапливается десятилетиями. Значит, образование, чтение, интеллектуальные хобби, постоянное обучение новому – всё это инвестирует в «резервный фонд» нашего мозга. Конечно, высокая эрудиция не даёт абсолютной гарантии избежать болезни Альцгеймера, но, судя по наблюдениям, заметно оттягивает её проявления.

В широком смысле, любой мозг, привыкший активно работать и решать сложные задачи, лучше подготовлен встретить старость.

Другая практическая находка связана с сосудами. Исследование монахинь наглядно показало, что состояние мозга зависит и от здоровья сердца и сосудистой системы. Даже небольшие «тихие» инсульты способны усугубить симптомы деменции, зато их отсутствие – наоборот, может помочь человеку с начальной болезнью Альцгеймера сохранить ясный разум до конца жизни. Следовательно, контроль давления, лечения сердечно-сосудистых заболеваний, здоровое питание и физическая активность косвенно служат профилактике когнитивного снижения. Этот вывод поддержан и другими исследованиями: за последние десятилетия связь факторов вроде гипертонии, ожирения, диабета с риском деменции доказана всё убедительнее. Так что, заботясь о сердце, мы во многом заботимся и о мозге.

Почему это исследование ценят во всём мире

«Исследование монашек» неслучайно считается в научном сообществе легендарным. Оно продемонстрировало новый уровень качества долгосрочного исследования старения. Во-первых, однородный образ жизни участниц свёл к минимуму мешающие факторы, поэтому любые обнаруженные связи (например, между образованием и деменцией) заслуживают большего доверия. В обычных популяциях очень трудно отделить влияние, скажем, образования от сопутствующих условий жизни – у монахинь же условия у всех почти одинаковые. Во-вторых, проект объединил медицину и психологию, проследив весь путь человека: от юности (через дневники и биографии) до глубокой старости и даже до микроскопического уровня анализа мозга после смерти. Подобная полнота данных встречается крайне редко. Ежегодное наблюдение + последующая аутопсия дали исследователям беспрецедентную возможность установить, какие клинические проявления соответствуют каким биологическим изменениям. Обычно учёные изучают либо живых пациентов, либо образцы мозгов умерших – здесь же было и то, и другое одновременно, на большой выборке.

Наконец, нельзя не восхититься самим человеческим фактором этого проекта. 678 сестёр-монахинь показали миру пример альтруизма и приверженности науке. Они десятилетиями терпеливо выполняли тесты, делились самым личным (вплоть до своих юношеских дневников) и в итоге подарили свои органы, чтобы после смерти продолжить помогать людям. Благодаря этому исследование получилось почти без потерь участников, что резко повышает надёжность результатов. Для сравнения, в большинстве долголетних проектов люди со временем “отсеиваются”, и учёным постоянно не хватает данных – сёстры же довели работу до конца. Их вклад бесценен: статьи, вышедшие по итогам «Nun Study», сильно продвинули вперёд нашу понимание болезни Альцгеймера и других деменций.

Подводя итог, «Исследование монашек» доказало, что старение мозга зависит не только от злополучных бляшек и генов, но и от образа жизни, образования и даже от банального везения не перенести инсульт. Оно вселяет надежду, что, накапливая когнитивный резерв и ведя здоровую жизнь, мы можем повлиять на свою умственную ясность в преклонном возрасте. Ведь, как показали мудрые сестры, старость при здравом уме – это не чудо, а зачастую результат долгой и содержательной жизни.

Источники: Snowdon et al., Am. J. Epidemiol. (1989) ; Clarke et al., Alzheimer’s & Dementia (2025)  ; новости PsyAndNeuro   и др.

Сообщение «Исследование монашек»: появились сначала на Наша Психология.

Прокрутить вверх