От рождения до трех лет
На первом году жизни основное занятие малыша – эмоциональное общение со взрослыми. Примерно с года до трех лет ведущей становится предметная деятельность. Ребенок активно изучает мир всеми доступными средствами, пополняя свой пассивный и активный словарь. Уже к двум годам многие дети сносно разговаривают на родном языке.
Плюсы:
Именно этот период наиболее благоприятен для развития речи.
Занятия способствуют общему умственному развитию.
Вы можете вырастить настоящего билингва.
Минусы:
В первое время результаты вашего труда практически незаметны.
Изучение нескольких языков одновременно замедляет усвоение родного.
Если вы бросите регулярные повторения, ребенок очень быстро забудет пройденное.
Есть два варианта постижения языка в раннем детстве:
1. Погружение
Если один из родителей постоянно говорит на иностранном языке, у малыша иноязычная няня, вы проживаете в другой стране, каких-то особых занятий не требуется. Ребенок учится говорить непосредственно в процессе общения. Как правило, дети-билингвы к трем годам осваивают оба языка.
2. Игра
Вы упражняетесь дома в игровой форме и не ждете, что ребенок через полгода свободно заговорит по-китайски. Это не урок, а 10–15 минут просмотра картинок животных, овощей, цветов, прослушивания песен, стишков, считалочек, просмотр мультфильмов. Занятия должны проводиться ежедневно, без принуждения и приносить исключительно удовольствие. Маленьким непоседам понравится учить глаголы в действии: лечь с закрытыми глазами по команде «спать», подскакивать по команде «прыгать» и так далее.
Вдохновить малыша поможет ваша заинтересованность, хорошее настроение и похвала. Это же так приятно – играть вместе с родителями. Мотивировать билингва нет необходимости, для него это два родных языка.
От трех до пяти лет
В этом возрасте игра становится ведущим типом деятельности. Родная речь усвоена, увеличились способности к концентрации внимания, расширился круг друзей. Дети уже не просто тянутся к общению – они хотят нравиться окружающим. Появляется интерес к буквам и цифрам.
Плюсы:
Вместе с ребенком растет его способность к сосредоточению, ему становится легче понимать задания и инструкции взрослого.
В дошкольном возрасте все еще очень сильно языковое восприятие.
Минусы:
Не за горами школа, в которой ребенку может быть скучно. Остается только надеяться на понимание и индивидуальный подход учителя.
Если преподаватель – сухой теоретик, высока вероятность, что пропадет интерес к постижению иностранного.
В этом возрасте предпочтительна групповая форма обучения (три – пять детей). В домашних условиях вам помогут интерактивные игрушки, карточки и магнитный алфавит. Занимайтесь по 15–20 минут в день, забудьте про оценки и зачеты. Если у вас есть знакомые носители языка, встречайтесь с ними, чтобы ребенку было с кем поговорить.
Введите в вашу речь бытовые фразы на иностранном языке, показывайте на нем мультфильмы и передачи. Не заставляйте, не ругайте за неправильные ответы!
В качестве мотивации остается похвала, удовольствие от процесса занятий и совместно проведенного времени.
От шести до одиннадцати лет
Это наиболее благоприятный период для развития памяти, логики, мышления. Ребенок созрел для занятий.
Плюсы:
Хорошие способности к концентрации внимания.
Большой выбор методических материалов.
Минусы:
Школьная программа отнимает много времени и сил.
Неинтересная подача языка в школе может оттолкнуть и от внеклассных занятий.
Если вы начали изучать язык раньше, можно освоить основы грамматики, расширить словарь, увеличить длительность урока. Как и раньше, следует делать занятия веселыми и увлекательными.
Подключите обучающие компьютерные игры. Учитесь вместе с ребенком, чтобы помочь ему. Форма и подача должны соответствовать уровню знаний и способностей. Если программа слишком трудна, это вызывает неприязнь, желание бросить, бьет по самооценке. Слишком простые задания вызывают скуку.
В этом возрасте ребенка подстегивают «премии» за усердный труд. Вознаграждайте именно за старания, а не за результат.
С 11 до 17 лет
У подростков ведущим типом деятельности становится общение со сверстниками. Постепенно приходит понимание того, чего они хотят от жизни и каким способом можно этого достичь.
Плюсы:
Ближе к окончанию школы подростки начинают задумываться о будущей профессии и учатся более осознанно.
Поле для практики расширяется. Появляется возможность продолжения учебы в другой стране, поездки в языковой лагерь и т. п.
Минусы:
Большая нагрузка в старших классах, объемные домашние задания и подготовка к экзаменам не оставляют сил на внеклассную работу.
Настало время для более глубокого и серьезного знакомства с грамматикой. Но это не значит, что занятия должны превратиться в зубрежку.
Молодежь любит слушать музыку и смотреть кино. Попробуйте заинтересовать переводом песен, пусть заучивают наизусть то, что действительно нравится. Фильмы и сериалы предложите посмотреть в оригинале (лучше с субтитрами). По вкусу придутся книги со смешными историями, а после прочтения можно перевести случаи из собственной жизни.
Основным внутренним мотивом в подростковом возрасте выступает подготовка к экзаменам, желание свободно путешествовать и заводить друзей по всему миру. Постарайтесь устроить зарубежные каникулы и обязательно скажите об этом еще в начале учебного года.
От 18 и старше
С 18 до 35 лет наши способности запоминать информацию находятся на пике своего развития. Постепенно они начинают ослабевать, а после 40 лет лидирует зрительная память. Учитывайте это, выбирая методику изучения иностранного языка.
Плюсы:
Преимущество взрослого человека в том, что он знает, чего хочет, может проявить над собой усилия, недоступные ребенку, проще концентрируется на предмете.
Минусы:
Мало времени (загруженность работой, детьми и домашними обязанностями).
В зрелом возрасте трудно начать говорить на чужом языке, потому что не хочется выглядеть глупо. Вам придется преодолеть стеснение.
Уделяйте учебе по 10–15 минут ежедневно. Вы можете посещать курсы или заниматься с репетитором несколько раз в неделю, но регулярная самостоятельная работа обязательна для быстрого успеха.
Выпишите и заучите фразы, которые необходимы вам в быту или на работе и начинайте использовать их на практике. Вам помогут компьютерные программы, нацеленные на визуальную память.
Заведите друзей по переписке, созванивайтесь с ними по скайпу. Пусть это будет кто-то со схожими интересами, чтобы вам всегда было что обсудить. Погружайтесь в «омут» с головой: фильмы, сериалы, музыка, книги, журналы и общение пусть будут на чужеземной речи.
Изучение языка в зрелом возрасте связано с профессиональными амбициями, личными потребностями. В случае переезда в другую страну заговорить получается довольно быстро, даже если до этого у вас не наблюдалось особых успехов. Тут снова решающую роль играют мотивация и ежедневная практика.
Даже если вы вышли на пенсию и не планируете кругосветный круиз, есть весомая причина для учебы: доказано, что знание нескольких языков помогает сохранить когнитивные функции после инсульта и замедляет наступление старческого слабоумия. Чем не повод взяться за учебник французского?
Сообщение Как и когда учить иностранный язык взрослым и детям появились сначала на Наша Психология.