Как и когда учить иностранный язык взрослым и детям

В наши дни иностранный язык востребован и почетен: мы летаем отдыхать за границу, переписываемся с иностранцами, работаем в международных компаниях. Мамы и папы ломают голову над тем, когда же их маленькому гению начинать осваивать чужестранную речь. Как психологически верно выстроить систему обучения для детей и взрослых разного возраста?

От рождения до трех лет

На первом году жизни основное занятие малыша – эмоциональное общение со взрослыми. Примерно с года до трех лет ведущей становится предметная деятельность. Ребенок активно изучает мир всеми доступными средствами, пополняя свой пассивный и активный словарь. Уже к двум годам многие дети сносно разговаривают на родном языке.

Плюсы:

Именно этот период наиболее благоприятен для развития речи.

Занятия способствуют общему умственному развитию.

Вы можете вырастить настоящего билингва.

Минусы:

В первое время результаты вашего труда практически незаметны.

Изучение нескольких языков одновременно замедляет усвоение родного.

Если вы бросите регулярные повторения, ребенок очень быстро забудет пройденное.

Есть два варианта постижения языка в раннем детстве:

1. Погружение

Если один из родителей постоянно говорит на иностранном языке, у малыша иноязычная няня, вы проживаете в другой стране, каких-то особых занятий не требуется. Ребенок учится говорить непосредственно в процессе общения. Как правило, дети-билингвы к трем годам осваивают оба языка.

2. Игра

Вы упражняетесь дома в игровой форме и не ждете, что ребенок через полгода свободно заговорит по-китайски. Это не урок, а 10–15 минут просмотра картинок животных, овощей, цветов, прослушивания песен, стишков, считалочек, просмотр мультфильмов. Занятия должны проводиться ежедневно, без принуждения и приносить исключительно удовольствие. Маленьким непоседам понравится учить глаголы в действии: лечь с закрытыми глазами по команде «спать», подскакивать по команде «прыгать» и так далее.

Вдохновить малыша поможет ваша заинтересованность, хорошее настроение и похвала. Это же так приятно – играть вместе с родителями. Мотивировать билингва нет необходимости, для него это два родных языка.

От трех до пяти лет

В этом возрасте игра становится ведущим типом деятельности. Родная речь усвоена, увеличились способности к концентрации внимания, расширился круг друзей. Дети уже не просто тянутся к общению – они хотят нравиться окружающим. Появляется интерес к буквам и цифрам.

Плюсы:

Вместе с ребенком растет его способность к сосредоточению, ему становится легче понимать задания и инструкции взрослого.

В дошкольном возрасте все еще очень сильно языковое восприятие.

Минусы:

Не за горами школа, в которой ребенку может быть скучно. Остается только надеяться на понимание и индивидуальный подход учителя.

Если преподаватель – сухой теоретик, высока вероятность, что пропадет интерес к постижению иностранного.

В этом возрасте предпочтительна групповая форма обучения (три – пять детей). В домашних условиях вам помогут интерактивные игрушки, карточки и магнитный алфавит. Занимайтесь по 15–20 минут в день, забудьте про оценки и зачеты. Если у вас есть знакомые носители языка, встречайтесь с ними, чтобы ребенку было с кем поговорить.

Введите в вашу речь бытовые фразы на иностранном языке, показывайте на нем мультфильмы и передачи. Не заставляйте, не ругайте за неправильные ответы!

В качестве мотивации остается похвала, удовольствие от процесса занятий и совместно проведенного времени.

От шести до одиннадцати лет

Это наиболее благоприятный период для развития памяти, логики, мышления. Ребенок созрел для занятий.

Плюсы:

Хорошие способности к концентрации внимания.

Большой выбор методических материалов.

Минусы:

Школьная программа отнимает много времени и сил.

Неинтересная подача языка в школе может оттолкнуть и от внеклассных занятий.

Если вы начали изучать язык раньше, можно освоить основы грамматики, расширить словарь, увеличить длительность урока. Как и раньше, следует делать занятия веселыми и увлекательными.

Подключите обучающие компьютерные игры. Учитесь вместе с ребенком, чтобы помочь ему. Форма и подача должны соответствовать уровню знаний и способностей. Если программа слишком трудна, это вызывает неприязнь, желание бросить, бьет по самооценке. Слишком простые задания вызывают скуку.

В этом возрасте ребенка подстегивают «премии» за усердный труд. Вознаграждайте именно за старания, а не за результат.

С 11 до 17 лет

У подростков ведущим типом деятельности становится общение со сверстниками. Постепенно приходит понимание того, чего они хотят от жизни и каким способом можно этого достичь.

Плюсы:

Ближе к окончанию школы подростки начинают задумываться о будущей профессии и учатся более осознанно.

Поле для практики расширяется. Появляется возможность продолжения учебы в другой стране, поездки в языковой лагерь и т. п.

Минусы:

Большая нагрузка в старших классах, объемные домашние задания и подготовка к экзаменам не оставляют сил на внеклассную работу.

Настало время для более глубокого и серьезного знакомства с грамматикой. Но это не значит, что занятия должны превратиться в зубрежку.

Молодежь любит слушать музыку и смотреть кино. Попробуйте заинтересовать переводом песен, пусть заучивают наизусть то, что действительно нравится. Фильмы и сериалы предложите посмотреть в оригинале (лучше с субтитрами). По вкусу придутся книги со смешными историями, а после прочтения можно перевести случаи из собственной жизни.

Основным внутренним мотивом в подростковом возрасте выступает подготовка к экзаменам, желание свободно путешествовать и заводить друзей по всему миру. Постарайтесь устроить зарубежные каникулы и обязательно скажите об этом еще в начале учебного года.

От 18 и старше

С 18 до 35 лет наши способности запоминать информацию находятся на пике своего развития. Постепенно они начинают ослабевать, а после 40 лет лидирует зрительная память. Учитывайте это, выбирая методику изучения иностранного языка.

Плюсы:

Преимущество взрослого человека в том, что он знает, чего хочет, может проявить над собой усилия, недоступные ребенку, проще концентрируется на предмете.

Минусы:

Мало времени (загруженность работой, детьми и домашними обязанностями).

В зрелом возрасте трудно начать говорить на чужом языке, потому что не хочется выглядеть глупо. Вам придется преодолеть стеснение.

Уделяйте учебе по 10–15 минут ежедневно. Вы можете посещать курсы или заниматься с репетитором несколько раз в неделю, но регулярная самостоятельная работа обязательна для быстрого успеха.

Выпишите и заучите фразы, которые необходимы вам в быту или на работе и начинайте использовать их на практике. Вам помогут компьютерные программы, нацеленные на визуальную память.

Заведите друзей по переписке, созванивайтесь с ними по скайпу. Пусть это будет кто-то со схожими интересами, чтобы вам всегда было что обсудить. Погружайтесь в «омут» с головой: фильмы, сериалы, музыка, книги, журналы и общение пусть будут на чужеземной речи.

Изучение языка в зрелом возрасте связано с профессиональными амбициями, личными потребностями. В случае переезда в другую страну заговорить получается довольно быстро, даже если до этого у вас не наблюдалось особых успехов. Тут снова решающую роль играют мотивация и ежедневная практика.

Даже если вы вышли на пенсию и не планируете кругосветный круиз, есть весомая причина для учебы: доказано, что знание нескольких языков помогает сохранить когнитивные функции после инсульта и замедляет наступление старческого слабоумия. Чем не повод взяться за учебник французского?

Сообщение Как и когда учить иностранный язык взрослым и детям появились сначала на Наша Психология.

Прокрутить вверх