Наше отражение
Дети – существа очень чуткие. С одной стороны, они живут в мире, отличном от того, в котором живут взрослые. Современные виды коммуникаций делают их взгляд на мир особенным. С другой стороны, родитель для ребенка – образец; стиль поведения, образ мыслей, манера общения перенимаются и становятся его собственными. Это справедливо и для мальчиков, и для девочек. У истеричной мамы и сын станет истеричным.
Оба этих аспекта нужно учитывать. С одной стороны, принять современный мир ребенка, исключая его негативное воздействие (бесконечное «сидение» в соцсетях, компьютерные игры и т. д.), с другой стороны – корректировать свое поведение. Как говорится в английской пословице: «Не воспитывай ребенка, он все равно будет похож на тебя. Воспитывай себя». Невозможно ребенку навязать модель поведения, которая противоречит вашей собственной жизни.
Гимн несовершенству
Я очень серьезно возражаю против стремления к совершенству, которого придерживаются некоторые врачи и психологи при работе с людьми. Я никогда не встречал совершенное человеческое существо и не рассчитываю когда-либо его встретить. Возможно, именно несовершенство, которое вы пытаетесь отнять у человека, как раз и придает ему очарование, дающее возможность выделить этого индивида и запомнить его.
Милтон Эриксон
Чтобы воспитать лузера, нужно трудиться:
Опекать ребенка, не допускать никаких рисков, давать все или почти все, что он попросит. Это сделает его «парниковым», а выход в самостоятельную жизнь бессмысленным. Все и так хорошо – к чему стремиться?
Сделать так, чтобы не было необходимости чаду совершать хоть какие-то действия самому. Когда он повзрослеет, у него не будет никаких навыков ни для самостоятельной жизни, ни для заработка.
Не ставить перед ним никаких задач, не выделять зоны ответственности, не ограничивать его материальную зависимость от семьи родителей. Чем дольше и сильнее эта привязанность, тем страшнее отпустить родительскую руку, которая ведет по жизни.
С младенчества убеждать, что у него ничего не получится. Причин может быть множество – от того, что мы живем в «стране идиотов» до «куда ж тебе – ты себя в зеркало видел(а)?», а «на хорошую работу попасть можно только через постель».
По доброй воле сделать его единственным ребенком в семье и внуком у бабушек-дедушек.
Подавать соответствующий пример.
Зачастую, взращивая свое чадо, мамы и папы никак не прогнозируют его будущее. Но в каждом деле должны быть цели: краткосрочные и долгосрочные. Тогда будет понятно, к чему идти, какие средства использовать и что будет, если цель не будет достигнута. Родители могут и должны увидеть и осознать склонности своего ребенка к тому или иному направлению деятельности.
Если малыш рисует, наблюдайте, как идет развитие в этом. Если он хорошо видит предметы в объеме, возможно ему ближе архитектура. Если он прекрасно чувствует цвета, это может быть дизайн. Если он любит лепить, конструировать, то здесь есть инженерная жилка.
Совсем необязательно выбрать раз и навсегда одно направление. Каждый талант можно использовать десятками разных способов. Дело родителей помогать и способствовать: художникам покупать бумагу и краски, маленьким любителям математики подкидывать книжки с интересными задачками на логику.
Главные правила:
К ребенку нужно быть внимательным
Это не значит, что он должен быть всегда под контролем. Отнюдь. Родители наблюдают за развитием, учат преодолевать трудности, предлагают различные варианты решения вопросов.
Не стоит вешать на ребенка свои нереализованные мечты
Он – личность, а вы ему нужны, чтобы направлять в соответствии с его данными. Свои мечты реализовывайте сами! И тогда у ребенка будет прекрасный пример того, как мечта превращается в реальность: что и как нужно делать, чтобы добиваться успеха в жизни.
Становитесь товарищем в развитии
Рождение детей – замечательная возможность для родителей. Возраст обязал вас быть ответственным за жизнь и здоровье семьи. В остальном родители ничем не отличаются от детей. Наша жизнь, развитие, жажда познаний не должны уменьшаться с годами. Наоборот. Ведь время идет, а еще столько прекрасного не исследовано.
Доверяйте
Вы воспитываете своего ребенка хорошим человеком, помните об этом. Когда у него случаются конфликты, вставайте на его сторону и разбирайтесь. Даже если он неправ, у вас останется возможность обсудить с ним ситуацию, чтобы он не запутался и смог исправить ошибку.
Слушайте
Если ребенок хочет говорить – слушайте. Даже если не интересно. Этим он проговаривает ситуацию и находит для себя решение, а еще он вам доверяет. Это бесценно!
Сообщайте о своих ожиданиях
Но помните, что они должны быть обоснованны. Невозможно от математика ожидать балетных па. Ваши надежды не о вас, а о нем. Они нужны для ориентира, это наука ставить цели. Маленькому человеку совсем не хочется учиться, потому что он не понимает, зачем это нужно. Вы как маяк для корабля. Светит-улыбается-хвалит – ребенок с радостью берется за дело. Тускнеет – и руки опускаются.
Не переживайте о том, что вы не дали
Это тоже опыт – не иметь чего-то. Идет ли речь о кружках-секциях или о личном времени. У каждого свой путь с ровными участками и ухабами. Позвольте ребенку развиваться в тех условиях, какие у него есть. Не переживайте.
Любите
По-настоящему. Обнимайте, вместе проводите время, станьте интересны друг другу. Будьте вовлечены в его жизнь. Искренне интересуйтесь им как личностью.
Обсуждайте
Все подряд. От того, почему поезд с рельсов не падает, до возможности жить на других планетах. Интересуйтесь его мнением по разным поводам.
«Неудача – не преступление; преступно ставить перед собой цели ниже своих возможностей».
С приближением переходного возраста давайте больше свободы
Это не касается вещей, опасных для жизни и здоровья. Речь идет о выборе интересов, реализации свободного времени и возможности быть наедине с собой. Это важно – уметь слышать себя. И реально это только в тишине.
Не обижайтесь и не обижайте
В переходном возрасте подросток испытывает стресс. Гормональная система проходит перестроение. Реакции на рядовые ситуации могут быть неожиданными и резкими. Ребенок сам пугается этого, замыкается, не видит выхода. Родители должны стать опорой на этом сложном этапе. От этого зависит жизнь подростка и качество ваших отношений в дальнейшем. Смягчить сложность этого периода могут интересы, обнаруженные в детстве, они станут точкой опоры.
Не стоит яростно стучаться в закрытую дверь и постоянно выводить его на контакт,
начинайте привыкать к мысли, что ваш малыш вырос. Конечно, это еще не так, но очень скоро придет момент, когда нужно будет отпустить.
Старшеклассник – сформированная личность
И пусть некоторые повадки еще выдают в нем ребенка, он уже может строить логические цепочки и понимать, какое действие к чему приведет. Единственное, что вы еще можете для него сделать, – предупредить. Например, о том, что, пока он учится, вы его обеспечиваете, а если он решит искать себя альтернативными методами, то в них должен содержаться источник дохода. Это – один из вариантов. Главное – обговорить правила игры и следовать им. Тогда у ребенка будет мотивация шевелиться и понятная схема действий.
Бывает, что родители так и не нашли время обнаружить таланты в собственных детях, сфокусировать их взгляд на мир, и только к старшей школе решили реализовать свое видение его будущего. Поздно. Лучшее, что можно сделать в этом случае, – оставить в покое. Скорее всего, сам найдет способы состояться. Ведь это уже не ребенок.
Стоит помнить, что дети – наше отражение. Важно чутко реагировать на происходящие в ребенке изменения. Не наказанием, а осмыслением, исправлением собственных недостатков. Найти ниточку, которая тесно вас связывает, и не позволять житейским бурям ее разорвать.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Родитель или друг?
Возможность проживания опыта, лежащего в фундаменте личности, поначалу предоставляют нам родители. Простой пример. Упал ребеночек. Один из нас скажет: «Вставай. Вообще не больно». А другой спросит: «Тебе больно?» То есть не даст указаний, а просто будет рядом, чтобы помочь. И предоставит малышу возможность, как говорят гештальттерапевты, встретиться с болью и прожить ее. Как поступить? Уберечь ребенка от «ужасов» мира или дать шанс ошибаться самому?
Я думаю, что одна из глобальных задач взрослого – создать условия для максимального накопления исследований, попыток, проб, знакомств и проживаний эмоций и чувств. Последнее время часто слышу от родителей: «Мы с ребенком друзья». Под этим лозунгом они расставляют ловушки тотального контроля, лишая маленького человека личного пространства, или даже перекладывают ответственность («Реши сам»).
Но свободы выбора может оказаться так много, что детей это ставит в тупик. С другой стороны, дети очень гордятся дружбой с родителями. Но здесь очень важно определить, что первично – друг или родитель.
психолог
Подробнее об этом
Маховская О.
100 ошибок воспитания, которых легко избежать.
М. : Эксмо, 2015.
Сообщение Как не вырастить лузера появились сначала на Наша Психология.