Фильм «Человек дождя» первым представил нам все контрасты образа аутиста. Замкнутый, необщительный человек, не смотрит в глаза, привязан к странному жизненному графику и абсолютно гениален. Сочетание этих качеств личности главного героя делает его образ запоминающимся. Однако в реальности гениальные способности у людей с аутизмом встречаются редко. Какие черты отличают аутистов на самом деле?
Остров гениальности синдрома Саванта
По данным мировых исследований, детей с синдромом Саванта (аутистов, которые имеют «остров гениальности») – не более 10 % от всех детей с расстройствами аутистического спектра. Однако британские ученые, которые провели опрос родителей детей с аутизмом, считают, что таких детей насчитывается более 30 %.
Вспоминается одна мама, которая очень переживала, что ее сын не аутист и не обладает гениальностью в той области, в которой ей хотелось бы.
Если бы она точно знала, что такое аутизм, то в корне изменила бы свое мнение о «лучших пожеланиях» для ребенка.
В основном развитие детей с аутизмом, при отсутствии психолого-педагогической работы с ними, приводит к оформлению инвалидности к школьному возрасту.
По данным ВОЗ на 2013 год, 1 из 160 детей в мире рождается с расстройствами аутистического спектра. А по последним опубликованным данным, в США 1 из 59 детей (исследования 2018 года).
Что такое аутизм?
Полноценный ответ на этот вопрос невозможен, потому что никто толком не знает, что это. Есть множество теорий развития аутизма, но ни одна из них не имеет четкого научного подтверждения. Наиболее понятны лишь его проявления, хотя они могут быть крайне разнообразными.
Триада проявлений аутизма:
- нарушение социального взаимодействия (как с другими детьми, таки и с родителями);
- однотипный (повторяющийся) круг интересов;
- трудности в коммуникации.
Родители часто называют таких детей «самодостаточными» и не обращают внимания на ранние признаки развития заболевания.
Отсутствие речи до трех лет уже немного сильнее пугает родителей. При обращении к специалистам они часто слышат: «не волнуйтесь», «перерастет», «заговорит», «приходите после трех лет».
И только в детском садике, когда становится ясно, что у ребенка не только отсутствует речь, но и не складывается взаимодействие с другими детьми, родители начинают «бить тревогу». В этом возрасте, безусловно, детей можно включать в активную реабилитационную программу, но эффект от этой программы будет не таким выраженным, как при обращении в полтора – два года.
Как распознать?
Никто, кроме родителей ребенка, не сможет увидеть проблему раньше остальных. На что необходимо в первую очередь обратить внимание папе и маме?
Ранние признаки носят название «красных флажков аутизма».
Флажок 1
Наличие в семье других детей с аутизмом
Если у ближайших родственников в семье (братья или сестры) установлен диагноз «аутизм» – это повод для обращения к врачу. По данным исследователей, вероятность развития аутизма при наличии диагноза у старших детей возрастает на 18 %.
Риск еще выше, если у старшей сестры ребенка диагностирован аутизм. А если в семье двое детей с аутизмом, риск повышается до 33 %. Если папа старше мамы, да к тому же у мамы во время беременности развился диабет, – это тоже говорит о возможном развития аутизма у ребенка.
Как показывает практика, обычный вопрос о наличии психических или неврологических заболеваний у родителей, бабушек и дедушек, каких-либо родственников по линии отца или матери ведет за собой в 90 % случаев отрицательный ответ.
Родителям необходимо вспомнить, имели ли родители, братья или сестры проблемы с общением, социальной адаптацией, наблюдались ли у них определенные ритуалы.
Ответы на эти не сложные вопросы позволят предположить возможную наследственную причину развития аутизма.
Флажок 2
Отсутствие или нарушение зрительного контакта с родителями в возрасте шести месяцев
Согласно последним исследованиям, одним из наиболее ранних признаков аутизма является нарушение зрительного контакта. Первыми это замечают родители, когда ребенок в возрасте полугода не смотрит им в глаза, либо смотрит «мельком». Их также смущает отсутствие ответной улыбки.
По данным последних исследований Центра по изучению аутизма Кембриджского университета, дети из группы риска фиксируют свой взгляд не на глазах родителей, а на области их рта.
Флажок 3
Ребенок не обменивается звуками, улыбкой или иными выражениями лица в возрасте девяти месяцев
Нормально развивающийся ребенок в возрасте девяти месяцев подражает взрослым, улыбается и радуется веселым играм с родителями. Он проявляет интерес к играм других детей, показывает свои эмоции мимикой – радость, обида, интерес, внимание. В этом возрасте у ребенка отмечаются лепет, он говорит отдельные слоги.
Для детей с аутизмом все перечисленное не свойственно. В основном они играют с одной и той же игрушкой, не включаются в игры со взрослыми и другими детьми, не выражают эмоций.
Флажок 4
Отсутствие реакции на свое имя, лепета и коммуникативных жестов к 12 месяцам
Если в поведении ребенка с девяти месяцев до года так и не развивается желание взаимодействовать (малыш не тянется к родителям, не просится на руки), отсутствуют речевые функции и он не реагирует на свое имя, это повод для обращения к врачу.
Это еще не значит, что у ребенка аутизм, возможно, что имеет место нарушение слуха. Ребенок просто вас не слышит, поэтому у него не развивается речь и реакция на имя, но это не исключает взаимодействия с родителями.
Флажок 5
Отсутствие отдельных слов к 16 месяцам
Если проблем со слухом нет, но речь так и не развивается, необходимо продолжать поиск причин, не исключая возможное развитие аутизма.
Возраст от 16 до 18 месяцев является очень важным, так как до этого возраста ребенок может развиваться абсолютно нормально и не вызывать никаких опасений у родителей или специалистов. А с полутора лет у ребенка может начаться выраженный «откат в развитии». Он теряет наработанные навыки и у него развивается «триада аутизма».
Флажок 6
Отсутствие указательного жеста к 18 месяцам
К полутора годам малыш должен начать показывать пальчиком на то, чего он хочет, или на то, что его удивляет или интересует. Для детей с аутизмом это не характерно. Они могут использовать указательный жест лишь для удовлетворения своих нужд.
Если ребенок с аутистическим расстройством и указывает на что-либо, то никогда не смотрит, обращают ли внимание на то, что его интересует, родители.
Очень часто дети с подобными расстройствами используют руки своих родителей для удовлетворения своих нужд. Например, ребенок берет одного из родителей за кисть, ведет его на кухню и кладет его ладонь на пакет с соком, если хочет пить.
Флажок 7
Отсутствие фраз из двух и более слов к двум годам
Задержка речевого развития и отсутствие речи к двум годам при сохранности слуха также должны насторожить родителей. Дети с аутизмом могут общаться отдельными словами, направленными на исполнение их нужд. Например, «хлеб», «пить», «гулять». Обычно произношение этих слов монотонно, без какой-либо эмоциональной окраски или обращения к кому-либо из взрослых.
Флажок 8
Автоматические повторения и обращения к себе в третьем лице
Также нередко встречаются автоматические повторения речи других людей.
Дети дословно повторяют диалоги из фильмов или мультфильмов, услышанные фразы незнакомых людей.
Это повторения с полной эмоциональной окраской, в таком виде, в котором ребенок услышал фразы. Например, мальчик двух с половиной лет, никогда до этого ничего не говоривший родителям, неоднократно без запинки повторял слова «Вторая мировая война», которые он услышал в передаче по телевизору.
Флажок 9
Стереотипные ритуалы без переключения
Стереотипные интересы являются одним из симптомов «триады аутизма». Ритуалы при аутизме всегда одинаковы и сопровождаются выраженной реакцией со стороны ребенка при попытке их прервать. Это может быть крик, слезы, желание всеми возможными способами вернуться к исполнению своего ритуала.
Самыми заметными в раннем возрасте являются игры с переливанием воды из стакана в стакан, открывание и закрывание дверей, включение и выключение света.
Эти ритуалы могут длиться часами без возможности отвлечь от них другими стимулами. В районе двух – трех лет ритуалы усложняются, дети начинают выкладывать рядами свои игрушки. Если родитель нарушит порядок в этих рядах, переставит местами хоть одну игрушку, его ждет бурная эмоциональная реакция.
Флажок 10
Многократные повторения нецеленаправленных движений
Палитра стереотипных движений очень разнообразна – от потрясывания кистями рук до бегания туда и обратно вдоль забора на улице. У этих движений нет никакой цели и смысла. Существует теория, что подобные повторяющиеся движения снижают тревогу у детей с аутизмом и успокаивают их.
Флажок 11
Любая потеря речевых и социальных навыков
К расстройствам аутистического спектра, кроме детского аутизма, относятся еще семь заболеваний, которые могут проявляться в разном возрасте. Например, развитие признаков атипичного детского аутизма начинается после трех лет, а до этого здоровье ребенка не вызывало никаких подозрений. Поэтому любая потеря речевых и социальных навыков в детском возрасте – это повод для немедленного обращения к врачу.
Одиннадцать «красных флажков» аутизма должен знать каждый родитель ребенка до трех лет. Используя этот диагностический инструмент, вы можете вовремя забить тревогу, обратиться за помощью к специалистам и в прямом смысле этого слова спасти детскую жизнь.
Читайте также:
Сообщение Как распознать аутизм появились сначала на Наша Психология.