Моему сыну 5,5 лет, он ходит в детский сад. Говорит, что в саду есть дети, которые любят драться, и его бьют, пихают, отбирают игрушки. Отец ему на это сказал: «Так дай в лоб!» А он продолжает жаловаться. Отец ему: «Он тебя ударил, а ты что?!..» «Ничего. Сказал, чтобы он так больше не делал». Мы в ужасе: вырастет хлюпиком. А тут стали выяснять у воспитателя, так оказалось, что сына бьют не только мальчики, но и некоторые девочки! Что делать, ума не приложим. Как научить его защищать себя?
Мария, г. Краснодар.
Конечно, я ничего не знаю о мальчике из письма. Поэтому буду опираться на свой опыт работы в детском саду в течение 12 лет. Первая версия, которая возникает, – «ребенок-миротворец». Я много раз наблюдала таких детей и их обеспокоенных родителей. Эти дети никогда не лезут в драку сами и предпочитают не давать сдачи. Как правило, у них высокий интеллект и хорошо развитая для их возраста речь. Другой ребенок ударит или вырвет игрушку – просто потому, что он не «дозрел», чтобы договориться, слов и формулировок не хватает. Ребенок-миротворец в этой ситуации будет договариваться.
Как они справляются с агрессией со стороны других детей?
- Во-первых, они стараются ее не допускать. Высокий интеллект им это позволяет: они наблюдают за агрессором и стараются не пересекаться с ним, если тот в состоянии готовности. Конечно, это не всегда возможно, особенно в условиях плотного общения с группе.
- Во-вторых, они стараются обсудить то, что произошло. И если агрессия происходит, миротворец (если ему не очень больно) постарается объяснить агрессору, что ему неприятно и попросит так больше не делать. Иногда такое общение полезнее, чем действия воспитателя по постановке «хулигана» в угол.
- В-третьих, они разбирают конфликты других детей, если видят несправедливость. Они как маленькие «адвокаты» или, точнее, правозащитники – стараются разобрать ситуацию с нескольких сторон. Опять же – иногда с большим вниманием, чем воспитатель и с большим толком.
Но не надо думать, что они воспринимают агрессию в свою сторону как что-то нормальное. Нет, они переживают это как несправедливость. Часто они относятся ко всем детям хорошо, видят в них (даже в агрессорах) хорошие качества. И им трудно бывает понять, как хороший человек может так плохо поступать. Именно поэтому они не отвечают агрессией, а идут ко взрослому, чтобы он объяснил ситуацию. И сами пытаются объяснить агрессору, что так делать не стоит, что можно договориться.
Поэтому обучать таких детей «дать в лоб»…
- а) бесполезно: у них своя система ценностей, где насилия нужно избегать настолько, насколько возможно.
- б) вредно: и их собственный «прицел» собьете, и свой не внедрите.
- в) несовременно: в мире, где есть поворот к идее «против насилия», учить ребенка-миротворца насильственным методам как минимум странно.
Сможет ли себя защитить? Думаю, что да. Ребенок-миротворец старается действовать ненасильсивенными методами, пока возможно. Вряд ли в условиях детского сада есть действительная опасность, сравнимая с подростком, встретившим на улице агрессоров. И к такой встрече вы вполне сможете помочь ему подготовиться.
- Занятия спортом
Виды спорта, связанные с насилием (боевые искусства, бокс), такому ребенку не подходят. А вот те, что про ловкость тела и «выживание» – вполне. Легкая атлетика, туризм, футбол, теннис – все это тренирует тело, не нагружая темой агрессии. - Занятия по самообороне
В более старшем возрасте вполне можно предложить пройти такой курс.
И несколько общих рекомендаций
- Чаще разговаривайте со своим ребенком, узнавайте, почему он действует так, а не иначе. Не забывайте спросить, справляется ли он с ситуацией или же ему нужно, чтобы вы вмешались и помогли.
- Будьте в контакте с воспитателем. Спросите, по ее мнению, является ли ребенок изгоем в группе (в этом случае тактика будет совсем другая). Если ребенка в группе любят, если у него есть друзья, то особенно беспокоиться не о чем.
- Узнайте объективную информацию. «Сына бьют даже девочки» звучит как знатная пугалка, а на деле может оказаться всего одной агрессивной девочкой, которая поступает так со всеми. Если от кого-то исходит привычная агрессия, то это должно привлечь внимание к агрессору, чтобы разобраться и оказать ему (ей) помощь.
Итак…
К сожалению, агрессия в дошкольном и младшем школьном возраста – довольно частая история. Детям не хватает речевых способностей решать конфликты словами. Иногда это даже не про конфликты, а про то, что дети хотят начать играть, но плохо умеют предлагать, а хорошо – действовать через игру «а ну-ка, отними!» или «а ну-ка, догони!» И то, что нужно – это помогать ребенку в развитии речи. А также в том, чтобы тренировать с ним стратегии мирного общения. Но это, скорее, к родителям «агрессоров».
Родителям «миротворцев» можно позволить себе расслабиться и спросить себя «как же это так получилось, что у нас растет ребенок, который вот так умеет?»
Возможно, в комментариях вы сможете поделиться таким опытом, если в портрете «миротворца» узнали своего ребенка.
Сообщение «Моего сына бьют даже девочки!» появились сначала на Наша Психология.



