«Не хочу в сади-и-ик!»

«Что же я за мать такая? Ведь она же плачет, она не хочет. Зачем я веду ее в этот чертов сад? Ей, наверное, там плохо. Иначе она бежала бы туда с удовольствием. Может, она еще не готова? Водить или не водить? Я бы водила, если бы точно знала, что ей там хорошо. Я бы водила и была спокойна. Но разве такое возможно?»

Мамины страхи

Молодая женщина – назовем ее Наталья – говорит так: «Меня все время спрашивают, ходит ли Маша в сад. Ходит. Но как же это трудно. Утром встает в хорошем настроении. А как только я говорю, что пора в сад, расстраивается. Потом говорит, что у нее болит живот. Изображает рвотные позывы. Я вспоминаю подругу детства, которую каждый день рвало в саду. У меня паника. Представляю, как это может отразиться на будущем моего ребенка».

Наталья психологически подкована, она как умеет пытается помочь своей дочери. Озвучивает возможные мысли и чувства девочки, которые ребенку пока сложно сформулировать: «Тебе не хочется в сад? Тебе там плохо без мамы? Ты по мне скучаешь? Думаешь обо мне и ждешь меня?» Наталья знает, что важно проговаривать чувства ребенка. Но становится ли самой Наталье легче? Нет. Мама обещает Маше купить игрушку, рассказывая об этом, она говорит: «Я понимаю, что это запрещенный прием. Но иначе я просто не могу». «Я вот не помню, как ходила в сад. Ни одного воспоминания нет. Возможно, что, когда я сегодня собирала Машу, я попала в какое-то свое детское состояние», – добавляет Наталья.

Внешние факторы

Известны возрастные границы, когда ребенок готов к «выходу» в социум, такому как детский сад. И хотя эти данные достаточно усредненные, их можно использовать в качестве ориентира. Мы не можем списывать со счетов, что и сады, и группы, и воспитатели в этих группах могут попадаться разные. Кому как повезет. И это тоже может вызывать беспокойство у мам. Существуют и другие внешние факторы: адаптационный период сам по себе и его особенности с учетом индивидуальных характеристик ребенка.

В глубинах бессознательного

Что может быть скрыто за переживаниями мамы с психоаналитической точки зрения? Давайте посмотрим на то, что рассказала Наталья, как если бы это был ее сон. В центре – маленькая девочка. Она вынуждена идти туда, где теряет связь с очень важной для себя фигурой. Это переживается как катастрофа. Последствия такой катастрофы никак не могут перевариться, психика не принимает их. И пытается избавиться от переживаний, выкинув их из себя вовне.

Рассказывая о своей дочери, Наталья возвращается в болезненную для себя ситуацию потери связи. Она как будто заново переживает собственный опыт, который актуализируется в связи с необходимостью водить дочь в сад. Допуская мысль о том, что ее чувства могут быть связаны с собственным детским опытом, Наталья подходит к важному выводу: если вы на что-то болезненно реагируете, причина не только в этом внешнем. Внешнее – это стоп-кран, спусковой крючок затрагивает, актуализирует и запускает что-то внутри вас.

Внутренний конфликт

Предположу, что он проявляет себя в желании «отпустить» ребенка, позволить увеличиться расстоянию между ней и дочкой и невозможностью сделать это. С желанием все понятно. Оно вполне естественное, логичное и резонное, если допускать, что и возраст ребенка, и состояние его здоровья, и наличие достаточно хорошего детского сада позволяют это сделать. Тогда откуда берется невозможность?

Наталья не может вести девочку в сад, так как тогда она как будто теряет связь с дочерью, а дочь с ней. Как, возможно, когда-то она сама, оставаясь в саду, чувствовала, что теряет связь со своей матерью. То есть Наталья боится потерять связь. Это первое.

Второе. Возможно, Наталья оказалась настолько травмированной своими ранними впечатлениями и чувствами, что допускать их в сознание, прикасаться к ним выше ее сил. Она вынуждена защищаться от них, бессознательно помещая их в своего ребенка. Дети, являясь сверхчувствительными получателями скрытых родительских чувств, так же бессознательно откликаются и принимают их. И ведут себя в соответствии с «вложенными» в них чувствами.

Третье – Наталья имеет внутри катастрофическую картину потери жизненно важной для себя связи, а именно такой является связь ребенка с матерью. Эта картина бессознательна. Она проявляется во снах и в свободных ассоциациях на встрече с психологом, например. И именно она определяет картину внешней реальности – того, что мы видим вокруг себя. Сознание выбирает только те факты, которые так или иначе подтверждают эту картину. Таким образом, внутреннее разворачивается во внешнем.

Выход есть

Боль конфликта в том, что, пока он не разрешен, он снова и снова разыгрывается. В бессознательной надежде, что рано или поздно выход найдется. Эти попытки, как правило, мучительны и болезненны. Но человеку ничего другого не остается. Он делает все, что может. Он не осознает того, что питает конфликт изнутри. Но когда боль становится настолько невыносимой, что оставаться с ней дальше невозможно, человек приходит к психологу. Специалист помогает распутать узел между желанием и невозможностью.

Посмотрим опять на ту маленькую девочку. «Ведь она же плачет, она не хочет. Ей, наверное, там плохо. Неизвестно, как там с ней обращаются». Кто эта девочка? Маленькая дочка? Возможно, это сама Наталья, терзаемая собственными страхами, собственной болью.

Если допускать такой взгляд, он может дать человеку возможность расширить представление о том, что с ним сейчас происходит. Подумать, что, как и почему он сейчас переживает. Разобраться, какой бессознательный смысл все это имеет. Такое понимание помогает снизить боль от режущих изнутри переживаний. А со временем позволяет им вообще улечься. Тогда поход ребенка в сад перестает быть ужасным сном для его матери.

Фото: © Марина Славина / Фотобанк Лори

Сообщение «Не хочу в сади-и-ик!» появились сначала на Наша Психология.

Прокрутить вверх