Нас давно уже не удивляет то разнообразие трэша, которое можно найти в социальных сетях. Кого-то изрядно позабавит, например, материал под названием «Оксимирон vs Гнойный и еще 5 классических противостояний в русской литературе». Между тем о рэп-батлах как о важном явлении всерьез говорят все: от медиамагнатов и владельцев лучших деловых СМИ до оппозиционных каналов, которые усматривают (не без оснований) поддержку некоторых своих идей. А бизнес-радиостанции выискивают исторические литературные истоки этой субкультуры (на сей раз досталось Маяковскому). Что происходит? Мы попросили наших экспертов высказать мнение: как образчик маргинальной культуры вдруг стал не менее значим и обсуждаем, чем недавние знаменитости из мира рыб.
Илья Шабшин, психолог-консультант, обращает внимание на форму и подачу материала и усматривает в этом ажиотаже признаки девиантного поведения, свойственного широким массам в нашей стране:
«В конце обсуждаемого батла один из судей говорит, давая свою оценку выступлениями: «Извините, я не в культуре». Хотя понятно, что он имел в виду, но мне близка другая интерпретация: происходящее – с начала и до конца – находится за рамками культуры. Начало задает приветливо матерящийся один из организаторов, подъехавший к месту шоу на «черном бумере». Дальше – по нарастающей: оскорбления, пошлости, унизительные характеристики оппонента, та же матерщина под одобрительное завывание толпы. Что это? Деградация и девиантное поведение. Пусть и в более оригинальной и даже в более интеллектуализированной форме, чем тупой пьяный гвалт, но соревнование, «кто кого перехамит и круче унизит», должно закономерно вызывать только рвотный рефлекс и ощущение, которое бывает, когда случайно вляпываешься в г… А оказывается, что одни люди в нем валяются, получая удовольствие и популярность, а масса других этим зрелищем наслаждается. И это очень печально. Пойду мыть руки с антибактериальным мылом».
А вот психолог и социолог Евгений Волков не удивлен реакцией СМИ, поскольку рассматривает проблему на уровне социально значимых субкультур современной молодежи:
«Здесь совершенно нечему удивляться. Безъязыкая улица Маяковского обрела свой язык и свои медиа. Со временем ее аудитория существенно возросла. Единичные увлечения молодежи стали осмысленным масштабным явлением. Следовательно, пришло время реагировать. Если эти батлы смотрят несколько миллионов человек в тот же день, то как любые медиа могут обойти это вниманием? К тому же в повальном освещении темы в самых разных СМИ можно усмотреть и определенную тревожность. Молодёжь с завидной массовой весомостью делает свою параллельную культуру, свою параллельную «духовность», свой язык и свои «скрепы». Мейнстрим вдруг увидел, как усыхает его стрим, и пытается изобразить дружеские удушающие объятия».
Но, как верно заметил не нуждающийся в личном пиаре на почве рэп-батлов Альфред Кох на своей странице в Facebook, выглядит это «очень вымучено, когда взрослые дяди за полтинник изображают искренний восторг по поводу батлов рэперов. Подстраиваться под молодых нелепо и бессмысленно, когда у тебя уже седые яйца. В нашей молодости тоже была контркультура: и панк-рок, и Саня Лаэртский. Нельзя дважды войти в одну воду… Молодёжь завоевывается умом и личным примером, а не знанием молодежного сленга и новомодных фенечек. К тому же это все с точки зрения настоящей литературы – банальные стишата с глагольной рифмой. Беспомощные вирши на уровне юбилейных од, что пишут главному бухгалтеру перед отправкой его на пенсию. Все эти «много лет желаем – от души поздравляем», приправленные матерком – это все устное народное творчество не стоит обсуждения. Тут суть именно в противопоставлении их себя – нам. Именно в контрпозиции. И как мы можем стать ими? Никак! Это будет также нелепо, как крашеные волосы на старой лысине».
Сообщение Oxxxymiron vs Слава КПСС Гнойный: брейнринг или драка в грязи? появились сначала на Наша Психология.