Ремень или подзатыльник: что лучше?

На приеме семья – родители пятилетнего мальчика, который «не выпускает палец изо рта». Одновременно с сосанием пальца ребенок может смотреть мультик, рисовать, играть с другими детьми. На вопрос: «Какими способами вы уже пытались с этим справиться?» взрослые отвечают, что объясняли про микробы под ногтями, но это не помогло. В последнее время стали практиковать подзатыльники. Они помогают, но ненадолго, поэтому папа раздумывает, не достать ли ремень…

Отражение взрослых отношений

И тут мы вспомнили, что изначально супружеская пара пришла на консультацию по другому поводу. Запросом было не поведение ребенка, а разногласия родителей о методах его воспитания. Чем кормить и как часто? Сколько смотреть телевизор? Укладывать ли спать, или пусть засыпает сам? Отдавать в детский сад или привлечь бабушку? В итоге полгода назад ребенка отдали в садик, после чего и стали замечать палец во рту.

 

Насилие – последнее убежище некомпетентности.

Айзек Азимов
 

Подобные ситуации – сосание пальца, навязчивое кусание губ или ногтей, выдергивание волос или ресниц, а также социальные – непослушание, неуспеваемость в школе, агрессию по отношению к другим детям или животным – принято называть семейным симптомом. Почему семейным? Потому, что симптом обычно отражает ситуацию в семье. А кроме этого, он всегда о чем-то говорит. В данном случае симптом не просто говорил, а кричал. О том, что его носитель, пятилетний мальчик, переживает стресс. Сказались и конфликты родителей, и детский сад, куда его отдали без подготовки.

Сосание пальца стало «реакцией регресса», то есть временного возврата в более ранний, грудной возраст – в то время, когда о ребенке заботились, оберегали, умилялись и радовались ему, и где он не испытывал стресса.

Вопрос о физических наказаниях отпал сам собой. Ребенка из детсада забрали, чтобы психологически подготовить его и повторить попытку на будущий год. Была рекомендована консультация детского психоневролога, который назначил препараты, стимулирующие развитие коры головного мозга. Эта часть мозга отвечает за процессы мышления, поведенческие реакции и социализацию.

 

Никакой пользы, кроме вреда

Проводилось множество исследований влияния телесных наказаний на детей. Выяснилось, что вредны не только регулярные наказания, но и периодические шлепки ладонью.

Люди, которых били в детстве, более агрессивны, чаще бьют своих детей и супругов, чаще ругаются со своими супругами.
Физические наказания повышают риск появления разнообразных расстройств психики, самые распространенные – алкогольная и наркотическая зависимости.
У наказываемых детей стимулируются неповиновение и антисоциальное поведение вплоть до вступления в подростковые группировки.
Ухудшаются отношения детей и родителей в будущем.
Телесные наказания облегчают переход к насилию в семье, так как возводят физическое воздействие в разряд нормы.

 

Одновременно родители вместе с психологом начали работать над собственными отношениями, чтобы в будущем было меньше конфликтов. Совместными усилиями с «пальцем во рту» удалось справиться. К сожалению, так бывает не всегда. Ведь родителям зачастую трудно принять тот факт, что поведение ребенка – это следствие совсем других проблем, часто даже не имеющих к малышу отношения. И тогда проще его ругать и наказывать. Сначала – ругать. А поскольку это не работает, для усиления воздействия еще и бить.

Взрослые отмечают при этом «положительный результат» физического воздействия на ребенка – достижение быстрого послушания. Однако большинство исследователей сходится во мнении, что эффект от каждого следующего шлепка снижается, поэтому родителю придется постепенно увеличивать силу воздействия, чтобы метод работал и дальше.

 

Иными словами, даже единственный «плюс» этого метода сходит на нет, а негативных последствий при этом наблюдается в разы больше.

 

Что вместо шлепков?

Вместо того, чтобы отшлепать ребенка, полезно посмотреть на себя. Для начала можно просто взглянуть в зеркало. Скорее всего, вы увидите в нем человека с лицом, искаженным злостью или другими тяжелыми чувствами. И самому себе не понравитесь. Следующим шагом, возможно, станет отказ от намерения бить сына или дочь.

Неприемлемое поведение ребенка (если мы говорим не о клинических случаях – аутизм, дефицит внимания, гиперактивность и т. п.), скорее всего, является отражением ситуации в семье.

«Что за непростой период сейчас переживает наша семья?» – первый вопрос, который нужно задать себе, когда чаша терпения от капризов ребенка переполнилась.

Родители ссорятся, устают, пребывают в горе или депрессии, чувствуют беспомощность, испытывают стресс или вообще не общаются? Когда вы найдете ответ на этот вопрос, вам будет чем заняться в ближайшие месяцы. Постепенно проблемы плохого поведения ребенка отпадут сами собой, исчезнет желание ругать и наказывать.

 

Мнение общества

В опросе по заказу Фонда поддержки детей в 2009 году 51,8 % родителей признались, что прибегали к физическому наказанию в воспитательных целях. 1,8 % делали это часто, 17,8 % – иногда, а 31,4 % – редко.

В опросе Фонда «Общественное мнение» в 2008 году 67 % опрошенных согласились с идеей, что телесные наказания детей школьного возраста иногда необходимы.

«Левада-центр» в 2004 году задавал вопрос «Имеют ли право родители подростка 13–14 лет наказывать его физически?», и 37 % опрошенных ответили на него утвердительно.

 

Бывает, что изменение поведения ребенка связано с его возрастными особенностями: первые этапы социализации (детский сад, школа), подростковый возраст.

Ремнем и подзатыльниками эти проблемы не решишь. Но и причины того, что «поведение испортилось», тоже изменить не получится. В школу-то ходить надо, а подростковый кризис – он как погода за окном – от нас не зависит. Многим семьям помогает система санкций. Ребенок должен знать, какие последствия для него наступят, если он не будет выполнять установленные правила. При этом очень важно, чтобы он знал, при каких условиях санкция отменяется и что он всегда может обсудить правило.

Если же ваш сын или дочь довольно часто выходит за рамки норм: не прислушивается к учителям в школе, дерется со сверстниками, плохо учится, ссорится с родителями, угрожает им, не приемлет моральные норы, соответствующие возрасту (например, регулярно ворует по мелочам), и при этом других явных конфликтов и стрессов в семье нет – стоит показать его детскому психологу. Возможно, причина поведения кроется в особенностях развития маленького человека, и требуется профессиональная (в том числе медицинская) помощь.

Смотрим в будущее

Каждый раз, намереваясь ударить подростка или совсем еще малыша, обязательно подумайте о том, как это повлияет на его будущее.

Ведь если периодические подзатыльники или порка травмируют его психику, в будущем не исключен «эффект жертвы». Специалистам, работающим с пострадавшими от насилия, хорошо известен этот парадокс: по прошествии лет жертва снова и снова попадает в похожие психотравмирующие ситуации, причем часто сама провоцирует их. Считается, что это реакция бессознательного – оно раз за разом старается воспроизвести сложные обстоятельства, чтобы человек на этот раз справился, вышел победителем и таким образом проработал психологическую травму. Такое поведение небезопасно и дает столько же шансов на исцеление психотравмы, сколько и на ее повторение и усугубление!

 

Как исправить ситуацию?

Случается, что вы ударили сына или дочь в воспитательных целях. Не сдержались или были уверены, что это пойдет ему на пользу. А теперь испытываете раскаяние, жалость или тревогу. Что делать? Вам нужно поговорить. Выразите сожаление, признайте свою неправоту (но не просите прощения, так как это прерогатива младших членов семейной иерархии). Объясните свои истинные намерения: «Я за тебя испугалась, уже час ночи, а ты под одеялом на планшете играешь. Не выспишься, а завтра рано в школу вставать». При таком подходе у ребенка не закрепится обида, а наоборот – будет формироваться ощущение понятности и справедливости окружающего мира. Дети – бесконечный источник прощения, взрослым было бы неплохо у них поучиться.

 

А что если ребенок не столь эмоционально чувствителен и физические наказания не нанесут ему психологической травмы? Такое вполне возможно. И тогда, по мере взросления, идея о необходимости физического воздействия на людей может быть присвоена им и со временем трансформироваться в эффективный способ получения быстрого результата.

Он так же начнет решать все проблемы с помощью силы: бить собственных детей, жену, хамить водителям на дороге, провоцировать конфликты в деловой сфере.

Независимо от того, травмируют физические наказания детей или нет, они все равно с большой вероятностью будут оказываться в ситуациях рукоприкладства, когда сами станут взрослыми.

И им ничего не будет стоить отвесить тумаков собственным пожилым родителям. Задумайтесь об этом перед тем, как шлепнуть своего сына или грубо оттолкнуть дочь.

 

Мнение эксперта

Полюсы воспитания

Наша динамичная жизнь, засилье не очень нужной информации, высокая тревожность, конкуренция рождают разные стили воспитания и, соответственно, наказания.

Первый стиль – авторитарный, «мама-командир» всегда лучше знает. Установка: шаг вправо, шаг влево – расстрел на месте. Физические наказания – приветствуются (как и крики, и угрозы). Кстати, дорогие взрослые, кричим мы от страха и беспомощности, имейте в виду. Работает ли эта схема? Да, вполне. Но чревата она атомным взрывом в подростковом возрасте.

Второй стиль воспитания – попустительский. Установка: можно все, мы же растим свободную личность. Правил нет, наказаний нет. Родители, очнитесь! Задача взрослых – социализировать ребенка. А общество довольно жестко диктует и правила поведения, и наказания.

Приведенные примеры, конечно, крайности. В какой-то момент каждый родитель – вольно или невольно – бывает на этих полюсах. Но давайте попробуем быть осознанными родителями, которые испытывают весь спектр чувств в отношении своего ребенка и выбирают способы их проявлений с умом.

 
Ольга ДЯЧУК,
психолог

Сообщение Ремень или подзатыльник: что лучше? появились сначала на Наша Психология.

Прокрутить вверх