Нижний корж
Современная психология понимает способность как системное свойство личности, которое обеспечивает высокую успешность в какой-либо деятельности. «Системное свойство» означает, что любая способность похожа на торт, сочетание слоев в котором делает его вкусным.
Из каких слоев обычно состоит «торт» способностей? Базовый уровень – это задатки, биологические врожденные особенности нашего организма.
«Человек может выходить за собственные пределы, только опираясь на собственную истинную природу, а не на амбиции и искусственные цели».
Сладкая серединка
Следующий слой – общие способности. Это все познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение и т. д.), которые даны нам на биологическом уровне с момента рождения. Но эти способности социализируются: ребенок взрослеет, общается, играет. Социализация – это «врастание» ребенка в общество, во время которого он учится всему, чему только можно научиться у других людей.
Хорошая новость: общие способности развиваются в течение всей жизни! Хотя есть и оговорки: лучшее время для развития общих способностей в раннем детстве; каждая из общих способностей имеет свои собственные сроки для наилучшего формирования (сензитивный период); общие способности развиваются неравномерно (то есть какие-то из них всегда будут «отставать») и т. д. Общие способности можно целенаправленно тренировать, и «потолок» их развития практически ничем не ограничен.
Например, все выдающиеся мнемонисты обладали не только определенными природными задатками, но и целенаправленно тренировали свою память. Александр Лурия в своей «Маленькой книжке о большой памяти», изучая уникальные способности мнемониста Соломона Шерешевского, писал о том, что в основе его способностей лежит сочетание синестезии (врожденный задаток) и классических мнемотехник вроде топики (или «метода Цицерона», когда все запоминаемые предметы надо расположить в хорошо знакомом помещении).
Современный мнемоник Самвел Гарибян, дважды вошедший в «Книгу рекордов Гиннесса», также развил свою уникальную память благодаря мнемотехникам. Поэтому если хотите «прокачать» свои общие способности, все в ваших руках!
Найди свою нишу
«Талант есть у каждого, – считает Дмитрий Федоров, врач-психотерапевт, невролог, психолог. – Но не стоит зацикливаться на актуальной рыночной оценке своих достижений. Еще вчера способность лихо вертеть ягодицами была востребована только в стриптиз-барах, а сегодня это уже считается модным танцем. Недалек тот час, когда танец станет олимпийской дисциплиной. Почему нет? Рынок талантов безграничен и поглотит все. Только предложи! Хотите понять, в чем вы хороши и талантливы? Процедура проста, как все гениальное.
Возьмите лист бумаги и в гордом одиночестве напишите список всего того, что вы умеете делать лучше, чем окружающие. Забудьте про дипломы, сертификаты, лицензии и аттестаты. Забудьте об официальном списке специальностей и профессий. Вы умеете громким голосом читать сказки? Пишите! Ловко стричь траву? Пишите! Вы умеете смешить? Убивать? Любить? Ненавидеть? Быстро резать огурцы? Шить попонки для чихуахуа? Обществу нужно ВСЕ!
Написали? Теперь надо вычеркнуть то, что написали не вы, а ваша гордость, чванство, наглость, самолюбие и хвастовство. Сделали? Список значительно уменьшился. Но это ничего! То, что осталось, – драгоценный багаж. Это то, что удержит вас на плаву в любой ситуации».
Вкусная вершина
Верхний слой нашего тортика – специальные (и профессиональные) способности. Это качества, которые гарантируют высокую (и выдающуюся) успешность в каком-то определенном виде деятельности. Именно благодаря специальным способностям мир узнает о великих артистах, гениальных ученых, рабочих с «золотыми руками».
Специальные способности могут проявляться спонтанно. Например, 19-летний Василий Суриков работал писцом и нарисовал муху на полях одной из официальных бумаг. Документ попал в руки губернатора Замятнина, который попытался согнать муху с листа, но обнаружил, что она нарисована. Возможно, это и легенда (подобная история существует также об итальянском живописце Джотто), но большинство специальных способностей обнаруживаются именно подобным образом.
Помните, как все «заболели» книгой семьи Никитиных «Одаренные дети»? Многие всерьез верили, что предлагаемые авторами методики помогут развить в их детях какие-то уникальные способности, обеспечат им жизненный успех, процветание и счастье. Но что в результате? Дети (а теперь уже и внуки) Бориса и Елены Никитиных – самые обычные люди. Они вполне состоялись в семейной жизни и в профессии, но говорить о каких-то сверхдостижениях в их случае нельзя.
Сегодня существует множество коммерческих методик «развития одаренности» у детей и взрослых. Но несмотря на интригующие названия (типа «ваш ребенок индиго»), каких-либо убедительных научных доказательств эффективности этих программ как не было, так и нет.
Так что же теперь? Что делать с одаренностью – не развивать вовсе?! «Секрет фокуса» заключается в том, что человеческие способности выявляются, формируются и раскрываются только в процессе соответствующей деятельности.
Хотите знать, есть ли у вас художественные способности? Рисуйте, лепите, вырезайте, вышивайте, выпиливайте! Не исключено, что в какой-то момент этих «проб и ошибок» из-под ваших рук неожиданно выйдет шедевр и вы вдруг почувствуете: «Вот оно! Это и есть мой дар!» Иногда на такие поиски требуются годы, потому что одаренность может проявиться когда угодно, вне зависимости от возраста.
«Способности, как и мускулы, растут при тренировке».
Высокий уровень успешности в любой деятельности гарантирован не столько наличием ярко выраженных специальных способностей, сколько развитыми общими способностями (способностью учиться в любом возрасте, быть открытым изменениям). Необходимы также мотивационные особенности – это целеустремленность, настойчивость, стойкость к неудачам, «одержимость» своим делом, высочайший уровень притязаний в профессии и т. п.
Проще говоря, успеха достигает лишь тот, кто готов упорно и много «пахать», занимаясь главным делом своей жизни. И если вы зададите вопрос: «Кто более успешен – одаренные или упорные?» – ответ будет однозначным: «Упорные!»
Предъявите ноги
Знаете ли вы, что проводятся серьезные исследования ног спортсменов-бегунов? Оказывается, у всех чемпионов-спринтеров пальцы на ногах гораздо длиннее, чем у обычных людей. При этом средний палец выступает вперед значительно сильнее, чем большой. У стайеров наоборот – большой палец длиннее, чем средний. Эти природные данные как бы «по умолчанию» задают различную биомеханику бега, которая в одном случае лучше подходит для высокой скорости, а в другом – для длительности бега.
Ярмарка тщеславия
«Способным» быть модно, престижно, выгодно. Поэтому размывается граница между одаренными людьми, одержимыми оригинальностью фриками и теми, кто пытается торговать «диковинками» на потребу публики.
Талантлив ли человек, который плюнул мертвым сверчком на 9,17 метров? (Кстати, это реальный рекорд, занесенный в «Книгу рекордов Гиннесса» в 2003 году.) Или просто существует определенная социальная группа, которая подтверждает его «одаренность» и оказывает давление на всех, кто не разделяет их убежденность?
Устраивайтесь перед телевизором поудобнее и включайте своего внутреннего скептика.
Вот гуттаперчевая девушка, которая показывает чудеса гибкости. Да, у нее есть телесные задатки (гибкость суставов и эластичные связки), но гораздо важнее тут упорные занятия в секции гимнастики с пяти лет.
Вот мужчина, с легкостью запоминающий номера телефонов. Ну, тут вообще неинтересно! Только вчера читал книгу «Секреты запоминания чисел», и там есть соответствующая мнемотехника.
Вот четырехлетняя девочка, которая может поддержать простой диалог с иностранцами на семи разных языках. Вроде бы можно считать ее «одаренной», но тут тоже не все так просто. У девочки есть задатки (в виде хорошего тонального слуха), выше среднего уровня развиты общие способности (это видно по тому, как она общается с окружающими). Но главный секрет ее успеха – наличие возможностей живого общения с носителями разных языков (родители преподают в лингвистической школе). Так можно ли считать ее «одаренной»? Не уверен. До шестилетнего возраста у любого ребенка существует сензитивный период (особая восприимчивость) к освоению речи – причем как на родном языке, так и на иностранном. Если есть возможность прямого и повседневного общения с носителями другого языка, ребенок без труда усваивает новый язык. И это норма, а вовсе не «одаренность»!
Вот трехлетний мальчик, который почти на равных играет в шахматы с чемпионом мира. Пожалуй, соглашусь с тем, что сейчас он одаренный. Но что с ним будет, когда ему стукнет 16? Вот малыш проигрывает, горько плачет и бежит к маме. Выигрывает и тут же радостно сообщает об этом маме. Он играет ради маминого одобрения. Но это внешняя мотивация; это мотивация ребенка, эмоционально незрелого человека. А понастоящему одаренные люди имеют мотивацию внутреннюю. Они упрямы и одержимы своим делом, что помогает им преодолевать стрессы и сохранять высочайший уровень достижений. У ребенка такой одержимости и такого эмоционального иммунитета к неудачам просто нет. Именно поэтому юные гении часто не выдерживают груза своих способностей (как рано ушли из жизни Ника Турбина и Надя Рушева!). На месте родителей я бы крепко задумался, что дороже: участие в ярмарке тщеславия или психическое здоровье их ребенка?
Дар эволюции
«Технически талант – это не только свойство, но и способность это свойство проявить, успешная стратегия применения, – подчеркивает Дмитрий Федоров, врач-психотерапевт, невролог, психолог. – Таланты проявляются, как правило, ‘‘под нагрузкой’’, в ситуациях, когда вам для выживания необходимо преимущество перед остальными. Один из признаков наличия таланта – игнорирование конкуренции. Вы обречены на победу в любом возможном конкурсе. Вы об этом информированы вашим сознанием. Отсюда спокойствие и равновесие при постановке задачи.
Талант – это не приговор и не диагноз, а вложенная в ваше сознание и тело адаптационная альтернатива. Вам дается дополнительный шанс на преуспевание в данных условиях, в данное время.
Отметьте для себя – любой талант ценен и применим. Это дар от эволюции, которая проверяет все альтернативы развития и совершенствования человека. Не стесняйтесь пробовать свои возможности, изучать себя постоянно и беспристрастно. Творчество, спорт, наука, общение, аналитика, прогностика, воспитание, промысел… любая область деятельности может оказаться полем проявления вашего таланта. Создавайте свои «рынки», свои специальности, свои направления в творчестве, науке, исследовании окружающего и внутреннего мира. Талант – это шанс стать первым, но и… может быть, единственным сегодня. Не испугались? Тогда за дело!»
Подлинники и фальшивки
Поскольку «дарования» сегодня являются ходовым товаром, неизбежно появляются те, кто пытается сбыть фальсификат. Кроме того, список человеческих возможностей является открытым, и многие из них до конца не изучены.
Например, так называемое «кожное зрение». Современная наука считает кожно-оптическое восприятие или неподтвержденным феноменом (нуждающимся в строгом научном изучении), или прямым шарлатанством. Тем не менее, курсы по развитию «кожного зрения» не испытывают недостатка в желающих заполучить эту «сверхспособность».
Обязательно ли быть «одаренным»? С точки зрения цивилизации и мирового прогресса – нет! (И уж вовсе не обязательно стремиться побить мировой рекорд в плевке мертвым сверчком.)
Кто более талантлив – Бах или Мендельсон? Про гениального Баха знает каждый школьник; с Мендельсоном обычно сложнее (обычно вспоминают лишь его «Свадебный марш»). Уровень гения Баха несоизмеримо выше. Но мало кто знает, что музыкальное наследие Баха в течение 50–70 лет было почти утрачено. У его сыновей элементарно не было денег, чтобы опубликовать нотные тетради отца. Музыка Баха после его смерти была известна лишь очень узкому кругу ценителей и запросто могла бы кануть в Лету.
Главная заслуга Мендельсона перед человечеством состоит в том, что он возродил творчество Баха – сначала исполняя его забытые произведения, а потом участвуя в их публикации. Уровня развития его «способностей» вполне хватило для того, чтобы сделать прекрасное и благое дело. Поэтому не гонитесь за чудесами и за какимито сверхспособностями. Каждому из нас дано достаточно, чтобы прожить свою жизнь с пользой и смыслом.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Не иметь, а развивать
Мало обнаружить способности. Их надо постоянно развивать. Часто мы слышим, как учителя оценивают возможности своих подопечных: «у него есть способности к математике», «есть способности к географии». Иметь таланты приятно, но с ними нужно работать. Не просто заниматься тем, что получается, но стараться всякий раз сделать чуточку лучше, добиться большего. Для этого чаще всего нам нужны люди. В детстве это родители и близкие, а также тренеры и репетиторы. У взрослых людей это будут друзья, наставники, ролевые модели. Конечно, сыграют свою роль и различные техники саморазвития, те же мнемотехники, чья результативность очевидна.
И последнее: не нужно думать, что достижение высот в том или ином деле всегда должно сопровождаться преодолением. Способности тем и хороши, что позволяют пойти по пути наименьшего сопротивления. Получается у вас хорошо играть в шахматы – развивайте этот свой талант. Не заставляйте себя делать что-то через силу, против своей природы. Куда больше шансов добиться успеха в том, к чему изначально есть природная предрасположенность.