Сложности принятия: что делать, если коллектив не принимает нового руководителя

Сложности принятия: что делать, если коллектив не принимает нового руководителя

…Я пришла на место любимого всеми руководителя, который перешел в другую компанию. Весь коллектив воспринял меня в штыки как чужака. Со мной холодно общались, мои предложения отвергали, а замечания и вовсе игнорировали. Первые три-четыре месяца буквально волоком тащила себя на работу, как на экзамен, и ежедневно подчиненные испытывали меня на прочность…
Елена, 29 лет

Коллектив зачастую воспринимает вновь пришедшего руководителя настороженно, как «новую метлу». Сотрудники испытывают стресс от того, что им нужно знакомиться, принимать в команду нового человека, да еще и начальника. Приходится устанавливать с ним как рабочие, так и личные отношения, совершенно не понимая при этом, какой у шефа характер, стиль взаимодействия с коллективом, с какими намерениями он появился и какие действия он будет предпринимать.

Конечно, многие будут опасаться не понравиться новому начальству, бояться увеличения нагрузок, да и вовсе потерять работу. Кто-то из «старожилов» постарается «поставить себя», жестко обозначая, кто тут «на новенького», а кто давно работает в компании и знает нюансы рабочих процессов от и до. Кто-то выберет приспособленческую тактику, изо всех сил стараясь добиться расположения руководителя. Другие займут выжидательную позицию и не будут проявлять своего истинного отношения к появлению нового шефа.

В такой ситуации довольно сложно налаживать здоровые рабочие отношения и поддерживать доброжелательную, дружескую атмосферу. И здесь вам на помощь придет честность, открытость и последовательность.

Не нужно излишне стараться понравиться коллективу, при этом не торопитесь делать выводы и инициировать резкие перемены.

Возьмите месяц на адаптацию, присмотритесь к коллективу, к гласным и негласным правилам общения, постарайтесь познакомиться с каждым членом команды и составить свое мнение об их личностных и профессиональных качествах.

Будьте доброжелательны, эмоционально стабильны, предельно вежливы и корректны, используйте навыки активного слушания, запоминайте детали. При этом сохраняйте дистанцию и старайтесь тщательно взвешивать решения, принимая ту или иную сторону в неизбежных столкновениях интересов сотрудников.

Обращайте особое внимание на неформальные правила взаимоотношений в коллективе: например, на «ты» или на «вы» обращаются сотрудники друг к другу, кто берет на себя ответственность в случае ошибок, поощряется или пресекается инициатива снизу, свободно ли высказываются подчиненные в присутствии руководства. Допускаются ли романы на работе, поощряются ли гендерные праздники? Принято ли проводить время вместе после работы, отмечаются ли дни рождения в офисе?

Составив представление о внутренних процессах, происходящих в коллективе, вы сможете более уверенно и комфортно себя чувствовать на новом месте, сформулировать свое отношение к сложившемуся положению дел в компании и определиться, каким вы хотели бы видеть взаимодействие внутри коллектива в дальнейшем. Постепенно, но непреклонно осуществляйте необходимые действия для корректировки устоявшихся, но нежелательных традиций и привычек, на собственном примере показывайте и поощряйте в других желательные методы внутрикомандного взаимодействия. Старайтесь сохранять позитивный настрой, демонстрировать профессионализм, уравновешенность и справедливость, и тогда процесс адаптации пройдет комфортнее и быстрее.

Психологическая самоподдержка

Тревожный, издерганный руководитель – зрелище печальное. Как же в такой насыщенный переживаниями, стрессогенный период адаптации избежать нервной перегрузки и не перегореть на самом старте?

Краеугольный камень успеха – четкое понимание задач, тщательное планирование и грамотная организация рабочих процессов. Важную роль играют и целенаправленные действия по формированию поддерживающей, профессиональной команды единомышленников. Но как часто, погрузившись с головой в работу, мы забываем о том, что профессиональная эффективность напрямую зависит от нашего самочувствия. Именно в те периоды жизни, когда кажется, что и сорока восьми часов в сутках нам было бы недостаточно, чтобы успеть переделать все дела, очень важно не забывать давать себе отдых.

1. Делайте паузы. Планируйте короткие перерывы в течение рабочего дня. Выходите на свежий воздух, сделайте разминку, прогуляйтесь, помедитируйте, послушайте любимую мелодию. Физическая активность помогает улучшить циркуляцию крови в организме, снабдить мозг кислородом, голова при этом отдыхает, тело расслабляется, а вы становитесь свежее и работоспособнее.
2. Отключайтесь от работы. Установите продолжительность рабочего дня и четко следуйте этому распорядку. Старайтесь переключиться на приятные, спокойные, приносящие удовольствие дела и не заниматься рабочими задачами в свободное время.
3. Не перегружайтесь. Конечно, в мире очень много всего интересного, чем можно позаниматься в свободное от работы время. В период адаптации старайтесь не начинать дополнительных проектов, требующих большого количества моральных и физических сил. Подождите, пока стабилизируется ситуация на работе, а пока – только расслабляющий и приносящий удовольствие привычный досуг.
4. Высыпайтесь. Не экономьте на сне, особенно в период повышенных психологических нагрузок. Старайтесь спать в ночное время не менее семи часов. Во время сна наш организм восстанавливается, мускулы расслабляются, мозг очищается от токсинов, происходит формирование долгосрочной памяти, закрепление усвоенных навыков, улучшается состояние иммунитета, вырабатывается мелатонин, защищающий нас от стресса и преждевременного старения.
5. Практикуйте позитивное мышление. Старайтесь подмечать положительные стороны любой ситуации, на уровне формулировок изменяйте взгляд на вещи. Например, вместо «у меня проблема…» думать и говорить «у меня появилась замечательная возможность поработать над…». Практикуя такой подход к восприятию жизненных обстоятельств, очень скоро вы заметите, что «проблемы» действительно превратятся в возможности, а «неприятности» – в задачи для личностного и профессионального роста.

Прокрутить вверх