Технически организовать удаленную работу просто: достаточно хорошего интернета и ноутбука с минимумом необходимых программ: общего календаря, архива и электронной почты. Техническая легкость – это, конечно, прекрасно. Но возникает много других опасений.
Известно, что эффективность работы сотрудников зависит от их мотивации, а мотивация, в свою очередь, от отношений в трудовом коллективе, от множества «тонких» психологических, коммуникативных, идеологических факторов, известных как организационная культура. Скептики утверждают, что без живого человеческого общения создать организационную культуру в принципе невозможно.
Дистанционное сотрудничество не формирует устойчивых эмоциональных отношений между людьми. А это означает, что «удаленные» сотрудники будут плохо мотивированы и нелояльны к организации.
Существует и «внутренняя угроза» трудовому процессу. Обычно первые впечатления от работы на «удаленке» у всех положительные: не надо тратить время на дорогу; можно самостоятельно планировать свой рабочий день; можно работать, лежа на уютном диване, а не на жестком стуле в офисе; коллеги не отвлекают пустыми разговорами и т. д.
Но все эти плюсы удаленной работы в один прекрасный момент могут обернуться минусами! Отсутствие дороги на работу и уютный диван ведут к гиподинамии и ухудшению здоровья. Возможность гибко планировать свой рабочий день приводит к прокрастинации и авралам. Вместо коллег по офису от работы начинают отвлекать члены семьи – и делают это очень умело. Получается, что распространенный стереотип о том, что дистанционная работа – это «курорт», неверен. Наоборот, удаленка требует высочайшей самоорганизации, самомотивации и самодисциплины.
Как избежать опасностей удаленной работы? На уровне организации нужно уделять особое внимание оценке сотрудников «на входе». Важно, чтобы в удаленную команду попадали люди, имеющие высокий уровень внутренней мотивации, то есть работающие не ради каких-то внешних выгод, а благодаря глубокому профессиональному интересу к самой деятельности.
Очень важно, чтобы члены команды регулярно общались друг с другом.
Разумеется, это будет опосредованное техническими средствами общение, которое имеет свою специфику.
Например, с помощью электронной почты можно качественно передать информацию, но сложно передать эмоции. А эмоции крайне важны. Поэтому «удаленщикам» (в отличие от правил деловых коммуникаций в обычных организациях) рекомендуется не избегать, а наоборот, активнее использовать любые доступные средства выражения эмоций. Например, известные всем смайлики.
Несколько фактов о дистанционной работе
Опрос J’son & Partners Consulting, в котором приняли участие 315 руководителей из разных компаний в 15 регионах страны, показал, что в России более 40 % фирм работают с удаленными сотрудниками.
Доля крупных компаний (с числом работников более 250 человек) среди них составляет около 36 %, а в Москве и Санкт-Петербурге — 41 %.
К 2020 году 20 % рабочих мест в России будут виртуальными.
Переход на «удаленку» сэкономит работодателям более 1 трлн рублей.
Каждый сотрудник, начинающий работать удаленно и обеспеченный необходимыми условиями (компьютером, программами и т. д.), будет приносить экономике компании 170 тыс. рублей ежегодно.
Еще одним способом построения эмоциональных отношений с коллегами является создание и использование собственного сленга – эмоционально окрашенных словечек и выражений, которые вряд ли поймет человек со стороны. В коммуникациях «удаленщиков» не возбраняется (в ограниченном объеме) болтовня на светские и личные темы.
Если удаленная команда работает на долгосрочной основе (годами; так бывает в некоторых организациях), без личных встреч уже не обойтись. Даже кратковременное и неформальное общение дает возможность впоследствии видеть живого человека за сухими строчками электронных писем.
Совокупный экономический эффект от дистанционной работы в России уже составляет 68 млрд рублей в год.
Экономия складывается из четырех факторов:
отсутствия необходимости тратить время на дорогу до офиса (22 млрд рублей),
наличия доступа к рабочему месту даже в период больничного (5 млрд рублей),
экономии на содержании офисного места (38 млрд рублей)
и снижения затрат на оплату труда за счет найма сотрудников из регионов (3 млрд рублей).
Источник: J’son & Partners Consulting; РБК
Что делать, чтобы самому привыкнуть к удаленной работе, особенно если раньше вы полжизни проработали в обычном офисе?
1. Необходимо настроить себя, что удаленка – это точно такая же работа. Важно понять, что ваш дом теперь стал вашим офисом, поэтому необходимо оборудовать подходящее рабочее место. Пусть это будет любимый диванчик, но у вас в сознании он должен быть отмечен как «офисная зона», войдя в которую вы не занимаетесь ничем, кроме работы.
Важно объяснить членам семьи, что вы теперь работаете дома; что данный участок квартиры теперь является вашим рабочим местом; и что если вы вошли в «офисную зону», то не следует вам мешать.
2. Разработайте для себя новый режим рабочего дня. Он может и должен быть удобнее прежнего. Например, можете сделать обеденный перерыв подлиннее. Если вы «жаворонок», планируйте рабочие часы на раннее утро, а если «сова» – на вечер. Но в любом случае ваш рабочий день «на удаленке» не должен быть хаотичным. Возможно, удобное расписание вы придумаете не сразу, но тем и хороша «удаленка»: есть возможность экспериментировать. Результатом должно стать устойчивое расписание, позволяющее вам работать ритмично, продуктивно и без авралов.
3. Создайте для себя наглядные «точки контроля» над выполнением собственных трудовых задач. Когда мы работаем в обычном офисе, нас контролирует не только наш непосредственный руководитель, но и все наше окружение. Подталкивать к достижению результатов может наглядный пример соседей по кабинету. Нам может быть стыдно глядеть в глаза коллегам, если мы не справляемся с какой-то задачей. А теперь представьте, что весь этот «человеческий фактор» выключили; возникает эффект «кот на печку – мышки в пляс». Компенсировать отсутствие коллег рядом можно за счет усиления самодисциплины.
Простой прием: на большом листе бумаги запишите трудовые задачи и повесьте на самом видном месте в своей «рабочей зоне». Для каждой задачи важно указать сроки ее выполнения. И, как только задача будет выполнена, вычеркивать ее из списка. По смыслу процедура не сильно отличается от ежедневного или еженедельного планирования, но тут важно сделать ее максимально наглядной.
Сообщение «Удаленка» – работа мечты? появились сначала на Наша Психология.