На месте другого
На консультацию пришел мужчина и долго рассказывал о проблемах сына: «Он безответственный, неорганизованный, ничего полезного не делает…» Я предложил высказать эти претензии, обращаясь к пустому стулу и представляя, что говорит он это своему сыну. «Ты безответственный, ты неорганизованный, ты ничего полезного не делаешь…» Затем мужчина сел на место сына и вчувствовался в его состояние, а я произнес фразы отца, максимально повторяя интонацию. Затем спросил, каковы его чувства и ощущения. Он задумался… Было видно, что с ним что-то происходит. Наконец он произнес: «Я чувствую неуважение, потерянность, давление, хочется вжаться в кресло…» Простая процедура дала богатый материал для размышлений и осознаний. Уже на следующей встрече отец сказал: «Я понял, как чувствует себя мой сын и стал по-другому с ним общаться, стараюсь выстраивать с ним диалог, уже сейчас мы хоть и немного, но стали ближе друг другу».
Когда мы понимаем, что собеседник чувствует обиду, злость, разочарование, мы начинаем себя по-другому вести; стремление доказать свою правоту и во что бы то ни стало оказаться победителем сменяется желанием услышать партнера и сохранить отношения. Как часто мы ориентированы именно на свои «хочу», «мне надо», но ведь отношения возникают между двумя, не так ли?
Если я понимаю другого человека, значит я уже не хочу его обесценивать, значит я начинаю его уважать.
И если могу почувствовать чужую боль, у меня все меньше желания причинять ее.
Можно ли научиться эмпатии? А любви? Это очень сложно. Мешают стереотипы, прошлый опыт, сценарии, страх встретиться лицом к лицу с переживаниями другого человека. Ведь может оказаться, что именно я и являюсь причиной его страданий. Понимание чувств другого человека (особенно близкого и дорогого) может привести к осознанию необходимости собственных изменений. Но всегда ли мы готовы к ним?
Техника 1 «Вечерний просмотр»
Представьте человека, с которым у вас было сегодня общение (муж, жена, ребенок, друг). Вспомните какую-либо эмоционально значимую ситуацию, произошедшую с ним. Ответьте себе на вопрос: «Что он испытывал?» Тут важно четко обозначить чувства, например злость, раздражение. Например, ваш друг потерял телефон. Какие эмоции он испытал? Обида? Растерянность? Со временем можно усложнить упражнение и представлять вашего партнера в процессе коммуникации именно с вами. Это даст вам больше понимания о том, какие эмоции вы вызываете в близком человеке.
Техника 2 «Поменяйтесь местами»
Положите перед собой белый лист и вообразите, что на нем стоит ваш партнер по общению. Представьте в деталях, какого цвета на нем одежда, какое у него выражение лица, мимика, жесты, поза. Это важно, чтобы подключилось визуальное восприятие. Теперь медленно встаньте на этот лист. Это важно, потому что, меняя свое положение, вы изменяете и внутреннее состояние.
Со временем, когда эмпатия разовьется, этого можно и не делать. Теперь вы увидите мир глазами другого, в том числе и себя. Займите позу, которая характерна для данного человека. Какие эмоции вы испытываете? Как вы относитесь к себе (из роли партнера)? Как вы воспринимаете свой голос? Что вас злит, а что радует?
Техника 3 «Эмпатическое слушание»
В процессе эмпатического слушания вы высказываете понимание и солидарность с чувствами собеседника. Например, «понимаю, как ты был разозлен в этот момент», «я чувствую, как тебе понравилось отдыхать на море, это было действительно здорово!», «если бы мне такое сказали, я бы тоже обиделся». Эмпатическое слушание является важнейшим условием возникновения доверия между собеседниками. Выражая понимание чувств другого, вы показываете заинтересованность в нем и начинаете видеть ситуацию его глазами. Безусловно, это не должно быть механическим поддакиванием, важно искреннее сопереживание. Потренируйтесь в обычных ситуациях: ваш ребенок получил двойку, коллега замечательно отдохнул в Египте, жена разбила свою любимую вазу.
Эмпатия в психотерапии
Метод, который очевидно способствуют развитию эмпатии, – психодрама. В психодраме одним из основных инструментов является необходимость прочувствовать состояние, эмоции, чувства участников терапевтического процесса. Замещая того или иного реального человека из жизни клиента, заместитель максимально погружается в его состояние. Приятным бонусом такого формата является то, что заместители в большинстве случаев участвуют в процессе бесплатно.
Очень часто человек, побыв в роли заместителя, говорит: «Теперь я понимаю, что он чувствует, теперь я понимаю, как он ко мне относится!»
Как следствие – пропадают обвинения, оценочность. Когда мы максимально прочувствуем состояние другого, то понимаем, какую боль или радость испытывает человек. Такое понимание кардинально меняет наше отношение к близким людям, и часто за пониманием идет прощение или готовность меняться самому.