Инкубатор для умников

Многие из нас стремятся обеспечить своим детям максимальную защищенность и комфорт, оградить их от трудностей, дать то, «чего не было у нас». Забота о благополучии детей – хорошая родительская позиция. Вопрос только в том, насколько мы позволяем пробовать, экспериментировать, принимать решения, знакомиться с разными сторонами жизни, не «стоя за спиной» и не подсказывая единственно верное поведение. Психолог Лариса Кобзева поможет выстроить стратегию поведения родителям юных экспериментаторов.

Жизнь человека разнообразна, неоднозначна, непредсказуема и далеко не всегда контролируема. Иначе говоря, обладает высокой степенью неопределенности. Это естественно, как воздух, вода, земля. Мозг человека «заточен» под приспособление (адаптацию) к изменяющимся условиям окружающего мира. Противоречивость и изменчивость мира – пища для мозга, гарант его развития. Поэтому сразу условимся – мы приветствуем и стимулируем способность ребенка самостоятельно принимать решения. Начиная с простейшего «что надеть, что съесть, куда пойти» до глобального «кем быть, как жить».

Какие преимущества обеспечит такой подход?

  • Способность сохранять конструктивный эмоциональный фон, успешно справляться со сложными ситуациями.
  • Возможность быть спокойным, довольным, счастливым, когда другие ворчат или стонут: «все не так, как я думал(а)», «надо было сделать по-другому».
  • Способность к самоопределению, в том числе профессиональному.
  • Расширение границ доступного, получение и достижение больших возможностей.
  • Развитие творческих способностей, креативности.

Минусы опеки

Неспособность принимать важные для себя решения приводит к тому, что человек живет не своей жизнью, он осознанно или неосознанно пренебрегает своими истинными ценностями, не получает того, что сам действительно хочет, и чувствует себя несчастливым, как часто говорят – «неприкаянным».

Самопроверка на толерантность к неопределенности

В середине XX века в психологии был введен термин «толерантность и интолерантность к неопределенности». Примерьте к себе.

Если вы:

  • живете строго в соответствии с единожды принятыми и воспитанными в себе незыблемыми принципами и требуете того же от других людей;
  • строго оцениваете себя и окружающих по правилам «хорошо – плохо», «правильно – неправильно», «черное – белое»;
  • впадаете в стресс в ситуации, требующей принятия непростого для вас решения, вплоть до погружения в депрессивное состояние и/или полного отказа от действий;
  • склонны к навешиванию ярлыков и однозначному объяснению новых ситуаций с позиций собственного прошлого опыта;
  • безопасность и отсутствие рисков – ваши доминирующие ценности;
  • бесконечно откладываете на потом нестандартные задачи;
  • можете зацикливаться на упорядочивании пространства вокруг себя;
  • верите в приметы, прибегаете к гаданиям,

то вы с большой долей вероятности интолерантны к неопределенности.

Если вы:

  • испытываете явный интерес к новым нестандартным задачам и ситуациям, исследуете их, собирая информацию, отмечая отличия от похожих моментов, соотносите со своими интересами и ценностями;
  • воспринимаете трудные для вас задачи как вызов, на который вы готовы откликнуться, испытываете азарт;
  • быстро или достаточно быстро начинаете действовать или планировать (конкретно), начинаете обдумывать и предлагать разные варианты поведения, отношения;
  • несмотря на возможное волнение, чувствуете себя уверенно, комфортно, «как рыба в воде»;
  • достаточно легко воспринимаете нарушение привычного уклада жизни, спокойно переносите беспорядок;
  • не верите в приметы и гадания,

то вы толерантны к неопределенности.

Не расстраивайтесь, если недовольны получившимися результатами. Психологические и социологические исследования показывают, что большинство людей склонны негативно относиться к ситуациям неопределенности и избегают ее, воспринимая как источник стресса.

Поэтому для того, чтобы обеспечить и развить устойчивость своего ребенка к многообразию и непредсказуемости окружающего мира, как всегда начнем с себя.

Если ваш ребенок боится, тревожится в ситуациях неопределенности или вообще отказывается действовать, «закрывается» – задайте вопрос себе: что мы сообщили ему об этом мире? Сообщили не только словами, а своим поведением в целом. В наших силах помочь себе и своему ребенку быть открытым для возможностей.

Время экспериментировать – начинаем сегодня!

ШАГ 1. Отказываемся от гиперопеки

Предлагаю не тратить время на «настилание соломы» и «упаковывание чемоданов». Так бывает: собрал сам ребенку (подростку) чемодан в поездку, все нужное положил, удобно упаковал, все инструкции дал, а он и не пользовался половиной, а если и пользовался, то не так, как вы планировали. И это правильно, потому что это был ваш, а не его чемодан. Так и в сознании растущего ребенка закрепляется то, что сделано, пережито им самим. А безличная абстрактная информация там не задерживается. Готовый алгоритм «Проверено родительским опытом», даже самый хороший, может не сработать или сработать не так, как ожидалось. Во-первых, потому что никогда в жизни не бывает полностью идентичных условий. Во-вторых, для ребенка важно то, что им пережито.

ШАГ 2. Развиваем интеллектуальный инструментарий

Начинайте развивать интеллект ребенка с помощью умных игровых приемов с раннего детства. Когда вы читаете, играете, ходите в кино/музеи, занимаетесь творчеством, домашними делами, обсуждаете знакомых, ненавязчиво используйте вопросы или задания, развивающие мышление, внимание, память ребенка:

  • А что здесь самое важное (главное), без чего это не сможет существовать (работать)?
  • На какие группы можно разделить… Почему так?
  • Что может произойти потом?
  • Как еще это можно объяснить (понять) эту ситуацию?
  • Как еще можно было сделать (поступить)?
  • Что бы ты выбрал(а)?

Так дети незаметно для себя учатся принимать решения, анализировать тонкие моменты ситуаций, не бояться высказывать «неправильные» мысли. Гибкость мышления, любознательность, бесстрашие, творческий подход, способность к импровизации – все эти характеристики, по исследованиям психологов, присущи людям, способным вынести для себя пользу из любой неопределенной ситуации. И напротив, люди с приобретенной в детстве «выученной беспомощностью», отказывающиеся от деятельности, потому что в их «багаже» нет опыта преодоления трудностей, страдают и не могут реализовать свой потенциал даже при незначительных жизненных испытаниях.

ШАГ 3. Учимся понимать себя

Наверное, вы встречали ребенка или подростка, который затрудняется ответить на вопросы «Чего ты хочешь? Что тебя интересует, нравится?» Способность к самопониманию и самоопределению – еще одно важное качество, развитие которого зависит от качества общения родителей со своим ребенком с самого нежного возраста.

Начать разговор об этом помогут такие вопросы:

  • Что ты чувствуешь?
  • Как тебе удобнее?
  • Что сейчас важнее?
  • Что тебе было бы интересно?
  • Что ты об этом думаешь? Как ты это понимаешь?
  • Согласен ли ты?
  • Что тебя порадует?
  • Какой результат желателен для тебя?
  • Все эти вопросы помогут ребенку понять и проговорить свои предпочтения, встретить поддержку и понимание близкого человека.

 

 

Повышать свою родительскую грамотность, изучая рекомендации психологов, полезно. Однако не забывайте о том, что важно быть чутким к состоянию и личностным особенностям своего, ни на кого не похожего ребенка.

 

Дети всегда поступает непосредственно, в соответствии со своими чувствами и собственной логикой. Поэтому, применяя на практике разные приемы, в первую очередь проверяйте себя, задавая вопрос: «Насколько то, что я сейчас делаю, помогает ему или ей быть устойчивым, самостоятельным, счастливым?»

Сообщение Инкубатор для умников появились сначала на Наша Психология.

Прокрутить вверх