Дарение как искусство: зачем и кому мы дарим подарки?

Дарение как искусство: зачем и кому мы дарим подарки?

Подарок – невербальная форма проявления отношения. Но явление это обросло множеством социальных стереотипов. Чаще всего содержание и форма преподнесения подарка случайны и неумелы, а язык раскодирования символов утрачен. Сейчас нематериальное содержание презента выхолощено, а материальное – преувеличено. Недаром появились сайты, на которых продают ненужные подарки.

Отношение к подарку с точки зрения его материальной ценности характерно для условий нужды и тотального дефицита. Мы по инерции продолжаем смотреть на мир ненасытными глазами. Ситуация настолько доведена до абсурда, что самое время поговорить об этом, причем не столько во имя восстановления первоначального смысла, закладывавшегося в акт дарения, сколько для совместного придумывания новых смыслов, адекватных нашей реальности.

Сбор информации

1. Кому мы делаем подарки? Нужное подчеркнуть:

тому, кого любим;

тому, от кого зависим;

тому, кого считаем друзьями;

тому, кому привыкли делать подарки, не задумываясь, почему мы это делаем;

тому, с кем в последнее время активно общаемся и кто в поле внимания;

тому, кто нам обычно делает подарки;

тому, кому подойдет то, что нам не нужно;

ваш вариант ответа.

2. Зачем мы делаем подарки? Нужное подчеркнуть:

по привычке, по традиции, не желая разрушать ритуал;

желая порадовать, доставить удовольствие;

заработать бонусы в свое реноме;

чтобы невербально выразить свое отношение к человеку;

доказать что-то себе;

ваш вариант ответа.

Одаренные одарять

Есть люди, обладающие удивительным талантом выбирать и преподносить подарки. Наблюдения за ними позволяют набросать план дарительного процесса.

1. Начинаться все должно с импульса души; животрепещущей необходимости сделать что-то хорошее для человека; побуждения, которое трудно подавить или сублимировать.
2. Важно провести «психодиагностику» объекта дарения – что это за человек, чем он увлекается, что его порадует.
3. Высший пилотаж – найти ответ на последний вопрос в неосознаваемой сфере человека – подарить ему то, что ему очень нужно, но он пока об этом не знает. Психологи называют это апеллированием к зоне ближайшего развития или нереализованного личностного потенциала. Это обращение к прекрасным, но пока скрытым струнам души. Например, человеку со способностями к музыке можно подарить музыкальный инструмент или абонемент на курс обучения. Это – послание к будущему. Лучший дар адресован не к настоящему и ни в коем случае не к прошлому личности. Подарок про то, что человек перерос, к чему потерял интерес или по каким-то причинам оставил в прошлом, может расстроить и даже возмутить.
4. Подготовка хорошего подарка требует времени и вдумчивости. Если изначальное намерение не очень сильно, столкновение с последующими трудностями воплощения почти наверняка сведут к нулю импульс «а хорошо было бы…». Тем и ценны хорошие подарки, что они – яркое свидетельство того, что человек долго удерживал вопрос в центре внимания, тратил свое время (самый ценный ресурс жизни), думал об этом и переживал.
5. Не меньшее значение, чем содержание подарка, имеет форма его преподнесения. Дарение – это своего рода шоу, магия. Иногда в соцсетях запускают тему, вызывающую активный интерес – «Расскажите о лучшем подарке в своей жизни». Чтение таких подборок может помочь продуцировать хорошую идею или даже взять на вооружение чужую.

Классификация подарков

Проявления вежливости

…Недорогие и милые. Как правило, никакой материальной ценности они не имеют. Классический пример – цветы: дарится исключительно знак внимания. Таких подарков (даже одинаковых) может быть много, например коллегам. Хороши подарки с юмором. Но чтобы угодить, надо хорошо знать человека.

В одной организации начальнику на день рождения подарили кастрюлю борща. Это было уместно, во-первых, потому, что человек часто упоминал, как ему надоели рестораны и как хочется простой домашней еды; а во-вторых, характер его был таков, что сотрудники точно знали – подарок будет правильно понят и принят.

Близким и родным

Это индивидуальные подарки. Дарить можно почти все что угодно, лишь бы это соответствовало вкусам того, кому предназначено. Если креативных идей нет, можно руководствоваться прагматизмом – презент должен быть нужным и полезным. Следует помнить лишь о том, что слишком дорогой или неоправданно интимный подарок – это несанкционированное вторжение в личное пространство.

Для самых-самых

Дарятся не вещи, а чувства и отношения. Здесь особенно опасна фальшь. Нужно быть в ладу с самим собой настолько, чтобы адекватно оценить свое отношение к человеку. Кроме того, нужно найти удачную материализацию своего отношения и позаботиться о том, чтобы иносказательность была адекватно прочитана адресатом.

Себе любимому

Такие подарки надо делать, не потеряв чувства меры, – не обделить, но и не «пересолить».

Новогодние чудеса

Они овеяны романтикой праздника, особая их стилистика – вера в чудо, сказочность и детскость. В Новый год как никогда уместно дарить чувства, настроение и атмосферность. Как говорилось выше, наиболее удачные подарки апеллируют к зоне ближайшего развития человека. Самый распространенный механизм личностного развития – осознавание. Альтернатива ему – чудо – когда случается что-то, что невозможно понять, но приходится констатировать: это есть! Если в обычный праздник хорошо дарить абонемент на занятия в музыкальной студии, на Новый год уместнее спровоцировать ситуацию, чтобы человек запел и получил подтверждение того, что он – выдающийся вокальный талант! С одной стороны, нельзя подарить чудо тому, кто не допускает его возможности, с другой стороны – Деду Морозу столько лет это удается!

Прокрутить вверх