Признаки суицидальной активности и эмоционального неблагополучия подростка

Многие проблемы в поведении подростков родители пытаются объяснить проявлением «подросткового кризиса» — самого популярного и ожидаемого возрастного кризиса в развитии ребенка. Но есть признаки в поведении, выходящие за рамки кризиса, по которым можно понять, что ребенку необходима помощь психолога, а иногда — детского психиатра.   

 

Итак, нормальный подростковый кризис отличается следующими типами поведения: протест, желание настоять на своем, требование большей самостоятельности. Поэтому, когда в семье мнение ребенка учитывается, к ребенку относятся с уважением, у него есть право принимать решения (адекватные его возрасту), у него есть круг обязанностей — подростковый кризис проходит незаметно, родителям кажется что «никакого кризиса нет».

Обобщенный портрет «сложного» подростка

Работая с подростками, легко увидеть некую закономерность — какие дети чаще всего попадают в зону внимания педагогов и психологов. Эти закономерности характерны для личных отношений подростка со школой и обучением. Этот маленький список можно использовать как обратный чек-лист для взрослых, «вредные советы», так как создавая и поддерживая эти обстоятельства в жизни ребенка, можно усложнить его адаптацию и ухудшить учебные результаты даже для ребенка с высоким потенциалом.

 

Если в жизни вашего подростка присутствуют данных факторы, сделайте все, чтобы устранить их или смягчить их действие:

  1. Живёт далеко от школы, дорога пешком занимает 30 минут и более, или добирается на общественном транспорте. Дорога слишком утомительна, ресурсы уходят не на обучение, а на путь туда и обратно.
  2. Не носит школьную форму. Форма — символ принятия требований школы, он не выполняет это требование, значит может (считает себя в праве) уклониться и от других.
  3. Не посещает никакие кружки/секции дополнительного образования. А значит, не имеет альтернативного опыта социализации, помимо школы. Кружки укрепляют навыки общения, дают группу по интересам, повышают самооценку.
  4. Не имеет ни одного репетитора, хотя учится средне или плохо. Убежден родителями, что должен во всём разобраться сам, а если не смог — это его вина, плохо старался. Педагогическая поддержка повышает знания и результаты в рамках учебного предмета, дает уверенность в своих силах, повышает самооценку и снижает тревожность.
  5. Как понять, что у ребенка не складываются отношения с школой — его там нет! Подросток часто отсутствует в школе. По разным причинам, включая реальные и преувеличенные болезни, вынужденные обстоятельства, прогулы. Постоянное отсутствие не дает сложиться школьным отношениям, нет ни друзей, ни устойчивых деловых контактов.

 

Признаки эмоционального неблагополучия подростка

Данный список факторов собран из двух блоков: маркеры суицидальной активности и маркеры, характерные для подростков, которые становятся «мишенями» для вовлечения в деструктивные объединения.

Обратите внимание на следующие особенности поведения и состояния подростка. Если вы наблюдаете один или несколько (!) перечисленных признаков на протяжении длительного времени – обратитесь к психологу.

 

  1. частые жалобы, капризы, сосредоточенность на своих страданиях, слезы;
  2. ненависть к благополучию других людей;
  3. снижение двигательной активности, отказ от деятельности (все время лежит);
  4. повышенная агрессия или необоснованно рискованные поступки;
  5. отсутствие позитивных планов на будущее, пессимизм;
  6. самообвинения, чрезмерная развернутая самокритика, аргументы в пользу собственной никчемности, отсутствия способностей;
  7. оценка прошлого в негативном ключе, выискивание и переживание заново старых обид;
  8. безразличие к себе и мнению окружающих, прекращение заботы о внешности;
  9. физические симптомы: стесненное дыхание, головная боль, проблемы со сном, чувство физической тяжести, у девочек — нарушение менструального цикла;
  10. раздаривание собственных любимых вещей или преподнесение «прощальных» подарков окружающим;
  11. сообщения о суицидальных намерениях в шутку или в форме обещаний (тема суицида в речи подростка в целом должна вызывать внимание);
  12. рассуждения о том, что жизнь зависит от конкретного человека или его отношения («Жить без нее/него не могу», особенно в период первой влюбленности);
  13. поиск информации о способах суицида;
  14. длительные замкнутость и необщительность, полный отказ обсуждать свои дела;
  15. отсутствие эмпатии, черствость, безразличие к другим людям и их чувствам;
  16. изменение режима дня, скрытность (запирается в комнате на ключ, сменил пароли, закрыл страницы в соц сетях от родных, или удалил все свои страницы);
  17. пренебрежение личной гигиеной;
  18. категорический отказ посещать школу или систематические прогулы;
  19. самоповреждающее поведение;
  20. изменения в поведении, которые появляются резко и неожиданно, контрастируют с привычным поведением ребенка;
  21. рисунки или фотоподборки на тему депрессии, самоповреждений, одиночества, в чёрных тонах;
  22. лживость, фантазирование с значительным отклонением от реальности;
  23. модификации тела: пирсинг, татуировки, окрашивание волос в неестественные яркие цвета (способ привлечь внимание);
  24. резкий и плохо объяснимый набор веса, или наоборот резкое снижение веса;
  25. искажения пищевого поведения, отказ от совместного приема пищи под предлогом «я уже ел», и/или периоды значительного переедания;
  26. случаи воровства, особенно воровства денег или предметов, которые можно легко продать;
  27. подросток находится в цикле буллинга: или его травят, или есть подтверждение того, что проявляет агрессию он;
  28. выраженная идеологизация подростка, размещение логотипов различных неформальных групп у себя в соц сетях, на школьных рюкзаках и пеналах;
  29. проявления агрессии, превышающей разумные, ожидаемые рамки, по отношению к одноклассникам, педагогам или родителям;
  30. нарушение субординации «ребенок-взрослый», постоянное провоцирование и подпитка конфликтных ситуаций в школе и дома, игнорирование правил школы, попытки доминировать над старшими, при демонстрации убежденности в собственной безнаказанности, неприкосновенности.

 

Восхищает живучесть подростков, умение приспособиться и найти выходы из сложных жизненных ситуаций, безграничное терпение и стойкая вера в лучшее будущее, не смотря ни на что.

Поведение, которое складывается у ребенка, появляется не «на зло» старшим, как правило, это доступный для ребенка способ отразить, прожить свое эмоциональное состояние, обратить на себя внимание.

 

Если в подавленном и апатичном состоянии подростка взрослым легко увидеть поиск помощи и внимания, то агрессия часто встречает ответную агрессию, наказания, ограничения. Вместо необходимой помощи ребенок получает ужесточение требований, увеличение и без того высокого напряжения.

Помните, что в агрессии подростка часто проявляется его дезадаптация, неумение следовать социальному контексту ситуации или непонимание существующих правил поведения. Организовать для подростка необходимую помощь — задача и ответственность взрослых. Признавайте и подчеркивайте достижения ваших подростков, дайте им повод расправить плечи, гордиться собой.

 

Сообщение Признаки суицидальной активности и эмоционального неблагополучия подростка появились сначала на Наша Психология.

Прокрутить вверх