Многие проблемы в поведении подростков родители пытаются объяснить проявлением «подросткового кризиса» — самого популярного и ожидаемого возрастного кризиса в развитии ребенка. Но есть признаки в поведении, выходящие за рамки кризиса, по которым можно понять, что ребенку необходима помощь психолога, а иногда — детского психиатра.
Итак, нормальный подростковый кризис отличается следующими типами поведения: протест, желание настоять на своем, требование большей самостоятельности. Поэтому, когда в семье мнение ребенка учитывается, к ребенку относятся с уважением, у него есть право принимать решения (адекватные его возрасту), у него есть круг обязанностей — подростковый кризис проходит незаметно, родителям кажется что «никакого кризиса нет».
Обобщенный портрет «сложного» подростка
Работая с подростками, легко увидеть некую закономерность — какие дети чаще всего попадают в зону внимания педагогов и психологов. Эти закономерности характерны для личных отношений подростка со школой и обучением. Этот маленький список можно использовать как обратный чек-лист для взрослых, «вредные советы», так как создавая и поддерживая эти обстоятельства в жизни ребенка, можно усложнить его адаптацию и ухудшить учебные результаты даже для ребенка с высоким потенциалом.
Если в жизни вашего подростка присутствуют данных факторы, сделайте все, чтобы устранить их или смягчить их действие:
- Живёт далеко от школы, дорога пешком занимает 30 минут и более, или добирается на общественном транспорте. Дорога слишком утомительна, ресурсы уходят не на обучение, а на путь туда и обратно.
- Не носит школьную форму. Форма — символ принятия требований школы, он не выполняет это требование, значит может (считает себя в праве) уклониться и от других.
- Не посещает никакие кружки/секции дополнительного образования. А значит, не имеет альтернативного опыта социализации, помимо школы. Кружки укрепляют навыки общения, дают группу по интересам, повышают самооценку.
- Не имеет ни одного репетитора, хотя учится средне или плохо. Убежден родителями, что должен во всём разобраться сам, а если не смог — это его вина, плохо старался. Педагогическая поддержка повышает знания и результаты в рамках учебного предмета, дает уверенность в своих силах, повышает самооценку и снижает тревожность.
- Как понять, что у ребенка не складываются отношения с школой — его там нет! Подросток часто отсутствует в школе. По разным причинам, включая реальные и преувеличенные болезни, вынужденные обстоятельства, прогулы. Постоянное отсутствие не дает сложиться школьным отношениям, нет ни друзей, ни устойчивых деловых контактов.
Признаки эмоционального неблагополучия подростка
Данный список факторов собран из двух блоков: маркеры суицидальной активности и маркеры, характерные для подростков, которые становятся «мишенями» для вовлечения в деструктивные объединения.
Обратите внимание на следующие особенности поведения и состояния подростка. Если вы наблюдаете один или несколько (!) перечисленных признаков на протяжении длительного времени – обратитесь к психологу.
- частые жалобы, капризы, сосредоточенность на своих страданиях, слезы;
- ненависть к благополучию других людей;
- снижение двигательной активности, отказ от деятельности (все время лежит);
- повышенная агрессия или необоснованно рискованные поступки;
- отсутствие позитивных планов на будущее, пессимизм;
- самообвинения, чрезмерная развернутая самокритика, аргументы в пользу собственной никчемности, отсутствия способностей;
- оценка прошлого в негативном ключе, выискивание и переживание заново старых обид;
- безразличие к себе и мнению окружающих, прекращение заботы о внешности;
- физические симптомы: стесненное дыхание, головная боль, проблемы со сном, чувство физической тяжести, у девочек — нарушение менструального цикла;
- раздаривание собственных любимых вещей или преподнесение «прощальных» подарков окружающим;
- сообщения о суицидальных намерениях в шутку или в форме обещаний (тема суицида в речи подростка в целом должна вызывать внимание);
- рассуждения о том, что жизнь зависит от конкретного человека или его отношения («Жить без нее/него не могу», особенно в период первой влюбленности);
- поиск информации о способах суицида;
- длительные замкнутость и необщительность, полный отказ обсуждать свои дела;
- отсутствие эмпатии, черствость, безразличие к другим людям и их чувствам;
- изменение режима дня, скрытность (запирается в комнате на ключ, сменил пароли, закрыл страницы в соц сетях от родных, или удалил все свои страницы);
- пренебрежение личной гигиеной;
- категорический отказ посещать школу или систематические прогулы;
- самоповреждающее поведение;
- изменения в поведении, которые появляются резко и неожиданно, контрастируют с привычным поведением ребенка;
- рисунки или фотоподборки на тему депрессии, самоповреждений, одиночества, в чёрных тонах;
- лживость, фантазирование с значительным отклонением от реальности;
- модификации тела: пирсинг, татуировки, окрашивание волос в неестественные яркие цвета (способ привлечь внимание);
- резкий и плохо объяснимый набор веса, или наоборот резкое снижение веса;
- искажения пищевого поведения, отказ от совместного приема пищи под предлогом «я уже ел», и/или периоды значительного переедания;
- случаи воровства, особенно воровства денег или предметов, которые можно легко продать;
- подросток находится в цикле буллинга: или его травят, или есть подтверждение того, что проявляет агрессию он;
- выраженная идеологизация подростка, размещение логотипов различных неформальных групп у себя в соц сетях, на школьных рюкзаках и пеналах;
- проявления агрессии, превышающей разумные, ожидаемые рамки, по отношению к одноклассникам, педагогам или родителям;
- нарушение субординации «ребенок-взрослый», постоянное провоцирование и подпитка конфликтных ситуаций в школе и дома, игнорирование правил школы, попытки доминировать над старшими, при демонстрации убежденности в собственной безнаказанности, неприкосновенности.
Восхищает живучесть подростков, умение приспособиться и найти выходы из сложных жизненных ситуаций, безграничное терпение и стойкая вера в лучшее будущее, не смотря ни на что.
Поведение, которое складывается у ребенка, появляется не «на зло» старшим, как правило, это доступный для ребенка способ отразить, прожить свое эмоциональное состояние, обратить на себя внимание. |
Если в подавленном и апатичном состоянии подростка взрослым легко увидеть поиск помощи и внимания, то агрессия часто встречает ответную агрессию, наказания, ограничения. Вместо необходимой помощи ребенок получает ужесточение требований, увеличение и без того высокого напряжения.
Помните, что в агрессии подростка часто проявляется его дезадаптация, неумение следовать социальному контексту ситуации или непонимание существующих правил поведения. Организовать для подростка необходимую помощь — задача и ответственность взрослых. Признавайте и подчеркивайте достижения ваших подростков, дайте им повод расправить плечи, гордиться собой.
Сообщение Признаки суицидальной активности и эмоционального неблагополучия подростка появились сначала на Наша Психология.