Уж лучше к цыганам
Рядовому сотруднику хорошо: ему просто надо прийти на мероприятие, рад он этому или нет. То ли дело если вы большой или небольшой, но начальник. В этом случае уже от вас ждут ценного указания: «А ну-ка, давайте устроим вечеринку».
Есть два основных мотива учинить корпоратив. Во-первых, саднящая задняя мысль: «Корпоративы устраивают все, а я что же?» Если помните, Виктор Пелевин в Generation P описывал рекламный рынок начала девяностых годов очень похоже: все заказывали рекламу просто для того, чтобы показать коллегам-конкурентам, что могут себе позволить выкинуть немеряные деньги на любую ерунду. Тут нечто в этом роде. Но добавляется еще приятное ощущение собственной значимости: «Вот какой я молодец, людям же хочется праздника – а я им его дал».
Есть и второй вариант. Когда руководитель решает, что корпоратив будет полезен. Например, пришел к нему сладкоголосый консультант и объяснил, что корпоративы положительно влияют на командную сплоченность и моральный дух подчиненных. А уж как повышается производительность! В общем, корпоратив надо делать не задумываясь, а он готов его организовать за «просто смешные» деньги. Хотя бывает, конечно, что продвинутые руководители и сами читают это в соответствующей литературе.
И сейчас я сделаю страшное. Я скажу (и потом обосную!), что первый вариант в худшем случае безвреден, но случайно может даже пользу принести. А вот второй – однозначно вреден.
Социально одобряемая клюква
Начнем с конца. Что начальнику предлагает консультант, книга, статья, прочие медийные каналы или просто внутренний голос? Волшебное средство, помогающее улучшить производительность, наладить отношения в коллективе, повысить лояльность путем организации какого-то действа. Причем, скорее всего, организованного «по науке». Мол, банальные посиделки с конкурсами – это для отсталых руководителей. А для реальных результатов – тимбилдинг… тренинг… даже можно спектакль поставить… а уж потом – пьянка. Но смысл не в ней, а в том, что до нее. Не застолье, а учебная часть важна.
Спешу разочаровать. Лучше вовремя понять, что это для консультанта самое важное не застолье. Потому что его основной доход (если он по совместительству не владелец ресторана) – не от этого. Но для вашего коллектива самое важное – как раз социально одобряемым образом «наклюкаться». Увы.
«Отдых – то, что вы делаете, когда никто не говорит вам, что делать».
Форматировали, форматировали…
Идем дальше. Когда руководству предлагают организовать «корпоратив со смыслом», всегда говорят, что эффектов будет ровно два. Во-первых, люди «запасутся энергией на весь будущий рабочий год». А во-вторых, сотрудники раскроют в себе «новые полезные качества». Люди все вместе будут что-то делать – и незаметно для самих себя станут лучше и дружнее.
Что ж, поступим просто. Посмотрим, какие «необычные форматы новогодних корпоративов» нам предлагает невидимая рука бизнес-консультанта, и проанализируем, насколько они перспективны для работы с коллективами на деле. Хотя бы в контексте раскрытия «новых полезных качеств».
1. Квест
Варианты могут быть различными, но общая суть одна: люди должны выполнять достаточно оригинальные задания. Иногда – подстегиваемые мотивацией: не выполните – придет злой зомби и вас съест (для взрослых людей – подходит весьма, да). Происходит это примерно так: людей разбивают на команды. В каждой команде сразу выделяются те, кто будет что-то делать, и те, кто будет сидеть в углу и смотреть. Одни будут решать задачи, другие – их «подстраховывать». Кто умел решать головоломки или взламывать замки – со своим умением и останется, кто не умел – соответственно. Иными словами, если нужно провести анализ коллектива на тему «кто из моих людей лучше разгадывает ребусы» – отличный способ. Для всего остального квесты не подходят.
2. Тимбилдинг, веревочные курсы и т. п.
Тут задания представляют собой физические упражнения. Поскольку делать команды из одних спортсменов – значит заведомо унижать всех остальных, их делают сборными. Предполагается, что более сильные будут помогать более слабым и это разовьет «командный дух». В реальности более сильные (и чаще мужчины) тихонько матерят про себя «балласт» и после окончания процедур никакого командного влечения к ним не испытывают.
3. Спектакли, капустники, флешмобы
В общем – все, что нужно готовить заранее. Совместная деятельность на благо компании. Ага. И чему же эта совместная деятельность учит корпоративных бойцов? Фильм «Служебный роман» все помнят? В котором две серии в крупной конторе не работает никто из главных героев? Разговаривают, чаек пьют, по кабинетам друг друга ходят, обновки примеряют. Но не работают. Если ставить спектакль, чему учатся участвующие? Верно – играть в спектакле. И не работать во время подготовки. А теперь задайте себе вопрос: ваш бизнес – это театр? Или танцевальная группа?
4. Мастер-классы
Модное последние пару лет поветрие: проведем корпоратив с пользой – люди научатся новому. Но неужели кто-то всерьез верит, что процесс лепки шоколадных конфет или рисования на песке даст менеджерам по продаже какие-то неоценимые новые навыки?
Успех = деньги
По результатам опроса 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях РФ, деньги и личные качества россияне считают главными инструментами для достижения успеха и высокого положения в обществе (ВЦИОМ). Добиться высокого положения в обществе больше всего помогают личные качества (воля, амбиции, доброта и порядочность) – 25 %, деньги – 24 %, знакомства, связи – 20 %, образование и опыт – 18 %. Менее всего в данном случае «котируется» внешность и здоровье – лишь 1% опрошенных.
К цыганам с пользой
Так и слышу, как возмущенный читатель (и не менее возмущенные консультанты) обращаются ко мне гневно: «Так что же! Корпоративы вредны и их надо отменять? Все, кто их проводит столько лет, – дураки? Не рухнул ли ты с дуба, автор?»
Вот и нет. Гневные критики забыли про то, что есть и первоначальный мотив для проведения корпоратива под кодовым названием «все гуляют, и мы гульнем». И как ни странно, такой подход имеет один – хотя и не всегда ясно осознаваемый – плюс. Такая общая гулянка раз в год – очень полезна просто потому, что отменяет на время устоявшиеся правила.
По тому же принципу «работали» средневековые карнавалы. Раз в год отменялись правила и можно было вести себя, как хочешь. Под маской все равно не видно. И даже если она слетала, никто никого не осуждал: карнавал же.
Если человек живет в строго организованной системе, в которой изо дня в день действуют одни и те же правила, он от этого устает. А вообще без системы человеку неуютно. Потому самое правильное, с точки зрения социальной психологии, иногда, регулярно и ненадолго правила отменять. Чтоб отдохнул от них – и с большей охотой выполнял их в дальнейшем.
И это не только работы касается. Ведь и семья живет по постоянным правилам. Но в условностях корпоратива их можно нарушать без особых проблем. В любой другой день придет кормилец домой подшофе и получит осуждение и ночевку на диване. А тут никто и слова не скажет. Но это так, «бонус». А ущипнуть за задницу грозную главную «бухгалтершу»? А выпить на брудершафт с начальником, к которому и подойти-то боялся? А поорать в караоке, что всегда стеснялся делать? Это бесценно…
Обратите только внимание, что такие мероприятия должны быть редкими. Слом социальных ролей не может происходить часто.
В общем, я за старый добрый корпоратив без всяких смыслов. Вернее – с одним, но очень важным. А там уж каждый начальник решает сам.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Праздник с идеей
Позволю себе не согласиться с автором материала, столь скептически относящемуся к праздникам «с Идеей». Современные HR-инструменты позволяют добиваться очень неплохих результатов, выражающихся в конкретных цифрах – показателях лояльности и вовлеченности в рабочий процесс, например. Следовательно, любые корпоративные мероприятия – и просто развлекательные, и с элементами деловых, и творческие / игровые – могут быть полезны. Другое дело, что никогда не следует забывать, что в рамках одного коллектива собираются люди разных психологических типов с разными, конечно же, потребностями, эмоциональным интеллектом и так далее. Так что всегда будет находиться человек, которому по той или иной причине корпоратив не только не полезен, но даже вреден. Решить этот вопрос поможет точечная работа с персоналом.