Скоро будет ёлка!

Скоро будет ёлка!

Скоро-скоро Новый год… И значит, грядут корпоративы. У кого-то – побогаче, с выступлениями звезд эстрады и драками стриптизерш в бассейне с икрой; а у кого-то – с Идеей! Тут уж – как начальник решит. Давайте поразмышляем, полезны ли «идейные» корпоративные мероприятия, или нет.

Уж лучше к цыганам

Рядовому сотруднику хорошо: ему просто надо прийти на мероприятие, рад он этому или нет. То ли дело если вы большой или небольшой, но начальник. В этом случае уже от вас ждут ценного указания: «А ну-ка, давайте устроим вечеринку».

Есть два основных мотива учинить корпоратив. Во-первых, саднящая задняя мысль: «Корпоративы устраивают все, а я что же?» Если помните, Виктор Пелевин в Generation P описывал рекламный рынок начала девяностых годов очень похоже: все заказывали рекламу просто для того, чтобы показать коллегам-конкурентам, что могут себе позволить выкинуть немеряные деньги на любую ерунду. Тут нечто в этом роде. Но добавляется еще приятное ощущение собственной значимости: «Вот какой я молодец, людям же хочется праздника – а я им его дал».

Есть и второй вариант. Когда руководитель решает, что корпоратив будет полезен. Например, пришел к нему сладкоголосый консультант и объяснил, что корпоративы положительно влияют на командную сплоченность и моральный дух подчиненных. А уж как повышается производительность! В общем, корпоратив надо делать не задумываясь, а он готов его организовать за «просто смешные» деньги. Хотя бывает, конечно, что продвинутые руководители и сами читают это в соответствующей литературе.

И сейчас я сделаю страшное. Я скажу (и потом обосную!), что первый вариант в худшем случае безвреден, но случайно может даже пользу принести. А вот второй – однозначно вреден.

Социально одобряемая клюква

Начнем с конца. Что начальнику предлагает консультант, книга, статья, прочие медийные каналы или просто внутренний голос? Волшебное средство, помогающее улучшить производительность, наладить отношения в коллективе, повысить лояльность путем организации какого-то действа. Причем, скорее всего, организованного «по науке». Мол, банальные посиделки с конкурсами – это для отсталых руководителей. А для реальных результатов – тимбилдинг… тренинг… даже можно спектакль поставить… а уж потом – пьянка. Но смысл не в ней, а в том, что до нее. Не застолье, а учебная часть важна.

Спешу разочаровать. Лучше вовремя понять, что это для консультанта самое важное не застолье. Потому что его основной доход (если он по совместительству не владелец ресторана) – не от этого. Но для вашего коллектива самое важное – как раз социально одобряемым образом «наклюкаться». Увы.

«Отдых – то, что вы делаете, когда никто не говорит вам, что делать».

Джозеф Прендергаст

Форматировали, форматировали…

Идем дальше. Когда руководству предлагают организовать «корпоратив со смыслом», всегда говорят, что эффектов будет ровно два. Во-первых, люди «запасутся энергией на весь будущий рабочий год». А во-вторых, сотрудники раскроют в себе «новые полезные качества». Люди все вместе будут что-то делать – и незаметно для самих себя станут лучше и дружнее.

Что ж, поступим просто. Посмотрим, какие «необычные форматы новогодних корпоративов» нам предлагает невидимая рука бизнес-консультанта, и проанализируем, насколько они перспективны для работы с коллективами на деле. Хотя бы в контексте раскрытия «новых полезных качеств».

1. Квест

Варианты могут быть различными, но общая суть одна: люди должны выполнять достаточно оригинальные задания. Иногда – подстегиваемые мотивацией: не выполните – придет злой зомби и вас съест (для взрослых людей – подходит весьма, да). Происходит это примерно так: людей разбивают на команды. В каждой команде сразу выделяются те, кто будет что-то делать, и те, кто будет сидеть в углу и смотреть. Одни будут решать задачи, другие – их «подстраховывать». Кто умел решать головоломки или взламывать замки – со своим умением и останется, кто не умел – соответственно. Иными словами, если нужно провести анализ коллектива на тему «кто из моих людей лучше разгадывает ребусы» – отличный способ. Для всего остального квесты не подходят.

2. Тимбилдинг, веревочные курсы и т. п.

Тут задания представляют собой физические упражнения. Поскольку делать команды из одних спортсменов – значит заведомо унижать всех остальных, их делают сборными. Предполагается, что более сильные будут помогать более слабым и это разовьет «командный дух». В реальности более сильные (и чаще мужчины) тихонько матерят про себя «балласт» и после окончания процедур никакого командного влечения к ним не испытывают.

3. Спектакли, капустники, флешмобы

В общем – все, что нужно готовить заранее. Совместная деятельность на благо компании. Ага. И чему же эта совместная деятельность учит корпоративных бойцов? Фильм «Служебный роман» все помнят? В котором две серии в крупной конторе не работает никто из главных героев? Разговаривают, чаек пьют, по кабинетам друг друга ходят, обновки примеряют. Но не работают. Если ставить спектакль, чему учатся участвующие? Верно – играть в спектакле. И не работать во время подготовки. А теперь задайте себе вопрос: ваш бизнес – это театр? Или танцевальная группа?

4. Мастер-классы

Модное последние пару лет поветрие: проведем корпоратив с пользой – люди научатся новому. Но неужели кто-то всерьез верит, что процесс лепки шоколадных конфет или рисования на песке даст менеджерам по продаже какие-то неоценимые новые навыки?

Успех = деньги

По результатам опроса 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях РФ, деньги и личные качества россияне считают главными инструментами для достижения успеха и высокого положения в обществе (ВЦИОМ). Добиться высокого положения в обществе больше всего помогают личные качества (воля, амбиции, доброта и порядочность) – 25 %, деньги – 24 %, знакомства, связи – 20 %, образование и опыт – 18 %. Менее всего в данном случае «котируется» внешность и здоровье – лишь 1% опрошенных.

К цыганам с пользой

Так и слышу, как возмущенный читатель (и не менее возмущенные консультанты) обращаются ко мне гневно: «Так что же! Корпоративы вредны и их надо отменять? Все, кто их проводит столько лет, – дураки? Не рухнул ли ты с дуба, автор?»

Вот и нет. Гневные критики забыли про то, что есть и первоначальный мотив для проведения корпоратива под кодовым названием «все гуляют, и мы гульнем». И как ни странно, такой подход имеет один – хотя и не всегда ясно осознаваемый – плюс. Такая общая гулянка раз в год – очень полезна просто потому, что отменяет на время устоявшиеся правила.

По тому же принципу «работали» средневековые карнавалы. Раз в год отменялись правила и можно было вести себя, как хочешь. Под маской все равно не видно. И даже если она слетала, никто никого не осуждал: карнавал же.

Если человек живет в строго организованной системе, в которой изо дня в день действуют одни и те же правила, он от этого устает. А вообще без системы человеку неуютно. Потому самое правильное, с точки зрения социальной психологии, иногда, регулярно и ненадолго правила отменять. Чтоб отдохнул от них – и с большей охотой выполнял их в дальнейшем.

И это не только работы касается. Ведь и семья живет по постоянным правилам. Но в условностях корпоратива их можно нарушать без особых проблем. В любой другой день придет кормилец домой подшофе и получит осуждение и ночевку на диване. А тут никто и слова не скажет. Но это так, «бонус». А ущипнуть за задницу грозную главную «бухгалтершу»? А выпить на брудершафт с начальником, к которому и подойти-то боялся? А поорать в караоке, что всегда стеснялся делать? Это бесценно…

Обратите только внимание, что такие мероприятия должны быть редкими. Слом социальных ролей не может происходить часто.

В общем, я за старый добрый корпоратив без всяких смыслов. Вернее – с одним, но очень важным. А там уж каждый начальник решает сам.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Праздник с идеей

Позволю себе не согласиться с автором материала, столь скептически относящемуся к праздникам «с Идеей». Современные HR-инструменты позволяют добиваться очень неплохих результатов, выражающихся в конкретных цифрах – показателях лояльности и вовлеченности в рабочий процесс, например. Следовательно, любые корпоративные мероприятия – и просто развлекательные, и с элементами деловых, и творческие / игровые – могут быть полезны. Другое дело, что никогда не следует забывать, что в рамках одного коллектива собираются люди разных психологических типов с разными, конечно же, потребностями, эмоциональным интеллектом и так далее. Так что всегда будет находиться человек, которому по той или иной причине корпоратив не только не полезен, но даже вреден. Решить этот вопрос поможет точечная работа с персоналом.

Прокрутить вверх