Какие действия педагога могут способствовать формированию безопасной среды без буллинга, а какие могут спровоцировать школьную травлю? Какие решения наиболее эффективны, а какие не принесут пользы. Психологическая «анти-буллинг аптечка» для педагогов.
- Сначала внешняя мораль, потом внутренняя
До 18-20 лет моральные ценности находятся в стадии закрепления, нуждаются в чётких ориентирах «что такое хорошо, что такое плохо» со стороны старших.
Не имея таких ориентиров, дети экспериментируют с поведением в отношении к окружающим, не всегда понимая или правильно прогнозируя его последствия.
Правильно: педагоги и родители должны чётко и прямо объяснять моральное значение и недопустимость травли, ее последствия, в том числе правовую ответственность. У подростка должно быть твёрдое знание:
— травля наказуема, недопустима;
— о травле необходимо сообщить старшим;
— поступай с другим так, как хочешь чтобы поступали с тобой.
- Возможность иметь мнение — «в разработке»
Подростки обладают огромным желанием быть частью группы, вписываться. А групповой интеллект всегда ниже, чем интеллект отдельных участников. Авторитет и ценность группы очень высоки, подростку страшно, почти не реально, пойти против группы. Даже если отдельный подросток понимает, что происходит что-то не правильное, он пока не может противостоять общему решению.
Ближе к 18-20 годам, он научится уклоняться от активности, которую не разделяет. Но для этого должна вырасти и укрепиться психологическая защита. У подростка она слабая и истощаемая.
Правильно: взрослый может способствовать развитию эмпатии, осознанности и ответственности ребёнка, обсуждая эмоции и поступки персонажей фильмов и книг, относясь с уважением к мнению подростка.
Хорошие вопросы во время просмотра: Как думаешь, что он/она чувствовала? Почему было принято именно это решение? Какие ещё были варианты, как поступить в этой ситуации? Какой вариант ты считаешь лучшим, почему? Как окружающие отнеслись к ситуации, что они чувствовали?
- Пример педагога важнее, чем его слова
В иерархии для подростков педагог остаётся старшим, главным, более авторитетным. Поэтому он создаёт и закрепляет групповые правила.
— Если педагог при классе высмеивает ученика, с пренебрежением высказывается о его личности, способностях, учебных успехах — он даёт моральное право всему классу отнестись к этому ребёнку также.
Правильно: к каждому отнестись с доброжелательной поддержкой, обсуждать недостатки работы, а не ребёнка.
— Если педагог смеётся или улыбается, когда один ребёнок презрительно высмеивает другого, присоединяясь к «шутнику» — он разрешает издеваться над этим ребёнком.
Правильно: остановить процесс, сделать замечание, объяснить почему так нельзя себя вести.
— Если при педагоге вещи ребёнка отобрали, спрятали, испортили и педагог молча проигнорировал процесс, он разрешил вести себя таким образом с этим ребёнком.
Правильно: остановить процесс, сделать замечание, объяснить почему так нельзя себя вести.
- Действовать сразу, уверенно и чётко
Может показаться, что если, например, в 5 классе классный руководитель всё рассказал про буллинг, задача решена. Но дети тестируют границы постоянно и периодически нужно напоминать им о границах. Логика развития такая: я был маленький, вчера это было нельзя, но я старше, может сегодня это можно, чтобы узнать — надо проверить.
Периодически, ситуации с элементами буллинга могут вновь возникать даже в благополучном классе. Это нормально. Важно как реагируют взрослые.
Если вы решили поговорить об этом позже, на следующем уроке, влияние на поведение будет значительно меньше. Мораль на 30 минут тоже не нужна: остановили, скорректировали, живём дальше. Длинное обсуждение приводит к навешиванию ярлыков и закреплению напряженного отношения друг к другу.
Правильно: педагог остаётся на страже границ, он отслеживает безопасность каждого ребёнка, если необходимо, включается в ситуацию, исправляет поведение.
Очень важно (!) — остановить процесс СРАЗУ ЖЕ, во время или сразу после инцидента: остановить, проговорить что так нельзя, объяснить почему.
Лучший вариант короткий: «Стоп. Ты хотел бы чтобы так шутили/вели себя с тобой? В нашем классе/школе люди уважают друг друга. Извинись.»
После чего необходимо получить извинения и на этом закрыть вопрос.
- Разделите буллинг как поведение и личность ребенка
Навешивание ярлыка «жертвы буллинга» или «буллера, агрессора, обидчика» (в некоторых источниках более кокетливо, «булли») — приносит вред всем. Для ребенка это превращается в часть идентичности, которую потом нужно будет корректировать.
Один начинает думать о себе «я жертва буллинга, надо мной издеваются, а я ничего не могу поделать, наверное, со мной что-то не так», другой думает «мне сказали, что я организовал буллинг/участвовал в буллинге, я издевался над другим, значит я плохой, злой человек, наверное, со мной что-то не так». К сожалению, если ребенок начинает думать о себе определенным образом, он будет вести себя в соответствии со своим представлением о себе. Следовательно, поведение одного будет более тревожным, виктимным, другого — более агрессивным, жестоким.
Дети экспериментируют с поведением, иногда психологически травматично для окружающих — резкие высказывания, оскорбления, высмеивание. Не привязывайте это поведение к глубоким смыслам или личным качествам ребенка, отделите его, воспринимайте как неудачный эксперимент, который нужно остановить и скорректировать. Тогда легко сохранить доброжелательное отношение к ребенку.
Правильно: обойтись без ярлыков вообще или минимизировать их использование при детях, обозначить «буллинг» как неприемлемый процесс в школе в целом, не привязывая его к конкретным людям. Не популяризировать процесс, сосредоточить внимание не на «почему» и «для чего», а на «буллинг запрещен», «это поведение нужно изменить», «каким поведением можно заменить это?», «школа — это пространство взаимного уважения».
- Деловые отношения вместо «дружбы» всем классом
Школьный класс отличается от Диснеевского фильма. Поэтому, идеализировать задачу по типу — «нужно чтобы все дружили со всеми» — не стоит. Детей нельзя заставить дружить, ребенок не обязан дружить. Он может успешно социализироваться и общаться вне школы: со своими родными, особенно если в семье есть дети близкие по возрасту; в кружках и секциях — по интересам; с репетиторами и нянями — в деловом контакте.
Вместо всеобщей дружбы, реалистичнее идея совместного обучения, вежливого делового общения. Не обязательно всем идти в кино, или быть приглашенным на каждый день рожденья (личные отношения), но обязательно иметь возможность узнать домашнее задание, найти себе группу для работы над проектом, найти партнера для доклада (деловые отношения).
Правильно: не заставлять всех участвовать во всей внеурочной активности, не акцентировать внимание на неучастии публичным осуждением или долгими уговорами. Признать, что люди разные, и это хорошо. Создавать среду уважения к отличиям, культуру сотрудничества в деловом взаимодействии.
- С травлей разбираются взрослые
Опасная и увеличивающая стресс позиция старших — «это дети, они сами должны разобраться, лучше не вмешиваться, пусть учатся постоять за себя». Это может приводить к серьёзным физическим травмам («мне же разрешили стоять за себя?»), самоповреждениям («мне больно психологически, я ненавижу школу но должен быть там каждый день, физическая боль приносит облегчение»), снижению самооценки («я правда хотел разобраться сам, но не смог»).
Правильно: взрослые должны отнестись к ребёнку с уважением; если травля не прекращается, несмотря на все принятые меры, взрослые должны обеспечить ребёнку более безопасную среду, сменить класс или школу.
Поведение детей — ответственность взрослых. Ребёнку нужно не «помочь», он не нуждается «в помощи», он не слабый, которого надо спасать. С ребёнком всё в порядке. Ему нужно обеспечить нормальный, обычный уровень уважения к нему со стороны окружающих, физическую и психологическую безопасность. И это ответственность взрослых.
Ресурсы ребёнка в школе должны быть направлены не на выживание, а на обучение. Это его право. Задача взрослых — реализовать право ребёнка на безопасность, уважение и развитие.
Сообщение Влияние педагога на буллинг в классе появились сначала на Наша Психология.