Опустевшее гнездо
Продолжение совместной жизни взрослых детей с родителями часто превращается в тяжкий груз. Дети выросли, им требуется вылететь из гнезда. Семья на этой стадии (кстати, в семейной психологии она так и называется «стадия опустевшего гнезда») должна решать новые задачи. Когда ребенок маленький, родители обеспечивают ему защиту и выход в социум – детский сад, школу. Подростку дают поддержку в познании себя и выстраивании эффективных отношений с миром. А какие задачи на стадии опустевшего гнезда?
Выросший ребенок, получивший поддержку и защиту на предыдущих этапах, должен отделиться от родителей – сепарироваться от них. Родители же переходят к «обустройству» опустевшего гнезда: наслаждаются шансом узнать друг друга заново, погружаются в работу, находят хобби, ждут внуков.
Эмоциональная сепарация
Учитывая российские экономические реалии, выросшие дети не всегда съезжают от родителей. Но эмоциональная сепарация заключается вовсе не в освобождении жилплощади. Исследователи называют ее снижением зависимости от эмоциональных состояний значимого другого (в том числе от родительского одобрения либо неодобрения). Практические психологи говорят проще – это способность распознавать собственные чувства и состояния и возможность сказать «нет» без разрыва отношений. Можно жить в одной квартире с родителями и быть эмоционально самостоятельным по отношению к ним. Для этого необходимо повзрослеть. Взрослый способен принимать ответственность за свои чувства, мысли и поступки, имеет внутреннюю разумную независимость от чужих суждений, умеет отличать реальность от вымысла и достаточно гибко адаптироваться к обстоятельствам, обладает самокритикой. Кроме того, взрослый человек стремится к духовности, то есть гармоничным отношениям с миром, постижению смысла своей жизни. И воспитывает в себе терпимость к взглядам и особенностям других людей. Именно такие характеристики зрелой личности приводит видный отечественный возрастной психолог Евгений Ильин.
Откуда берется взрослость?
Основа взрослости – самостоятельность. Ее получение – двусторонний и взаимозависимый процесс. С одной стороны, ребенок берет ее сам. С другой – ею наделяют его родители на протяжении всего периода воспитания в семье.
Казалось бы, все просто – и ребенок хочет самостоятельности, и родители не против, чтобы их чадо само готовило уроки и поддерживало чистоту в комнате. Откуда тогда берутся эти тяжелые противоречия и конфликты между взрослыми детьми и их неумолимо стареющими родителями?
Дело в том, что для наделения детей самостоятельностью родители и сами должны быть зрелыми личностями.
Ведь невозможно дать другому то, чего у тебя нет! Однако на пути собственной сепарации родителей от их предков зачастую стоят семейные мифы и убеждения, стереотипы, тяжелая история рода и многие другие причины. Увидеть их помогает исследование семейной истории, поскольку эта традиция возникает в роду неспроста, а вследствие тяжелых жизненных обстоятельств, грозящих роду прекращением развития. Войны, репрессии, стихийные бедствия, голод, эпидемии – все это оставляет свой след в семье и заставляет родителей удерживать даже взрослых детей при себе из страха потерять их.
Впрочем, родителей, не наделивших ребенка самостоятельностью, стоит пожалеть. Какими бы уверенными, доминирующими и подчиняющими они ни выглядели, зачастую они сильно страдают, глядя на то, с какими усилиями их чадо создает и удерживает свою собственную семью и ставит под угрозу развитие целой ветки родословного древа.
Застрявшие в детстве
Какие процессы и симптомы бывают в семье, где есть взрослые дети, но нет взрослости?
Сепарационные трудности в первую очередь влияют на создание выросшими детьми своих собственных семей. Наличие в роду «убежденных холостяков» и «старых дев» часто говорит о дефиците эмоциональной сепарации. Об этом же могут свидетельствовать многочисленные разводы, отказ от рождения детей, устойчивые супружеские конфликты.
Детские социофобии, к примеру отказ от посещения школы, – тоже частое проявление несепарированности. Так утрированно выражается желание близости ребенка и родителей. Продолжение этой темы – трудности с профессиональным самоопределением во взрослом возрасте, трудоустройством, удержанием на работе.
Зависимости у подростков и взрослых – компьютерная, алкогольная, химическая – тоже могут говорить об эмоциональном слиянии. Однако их символический смысл противоположен. Это уход от излишней близости при невозможности избежать ее в реальных отношениях.
Зрелые отношения
Еще в середине 1950-х американский исследователь Эвелин Дюваль разработала критерии взрослых отношений в семье.
Члены такой семьи:
слушают друг друга,
имеют собственные чувства и мысли,
обмениваются идеями и приходят к согласию,
спрашивают друг друга перед принятием решения,
без страха соглашаются или не соглашаются друг с другом,
приспосабливаются друг к другу,
борются за то, что «правильно» и «хорошо» для каждого из них,
начинают, продолжают и завершают обсуждение плана и лишь затем дают ему ход,
делятся болью, интересами, сожалениями, обидами, нежностью, потребностями и желаниями,
умеют принимать «да» с благодарностью, а «нет» – легко и без обид,
гибко, без застревания переходят от одних переживаний к другим,
отказываются от невыполнимого,
могут посмеяться над собой,
влияют друг на друга,
поддерживают интересы и проекты друг друга,
гордятся достижениями друг друга и сострадают неудачам,
уважают взаимный суверенитет, но приходят на помощь, если другому тяжело,
помнят о проблемах другого, когда те принимают серьезный оборот,
терпимо относятся к причудливым или новаторским идеям друг друга и мечтают вместе.
Отсутствие четырех – пяти из этих критериев может говорить об отсутствии зрелых отношений между членами семьи.
Сообщение Заблудившиеся в детстве появились сначала на Наша Психология.